Россия
закрыть
АБВЕЗИКЛМНОПРСТУХЧЯДЗЛХ

Бизнес выступил против индексации тарифа в системе «Платон»

Бизнес выступил против индексации тарифа в системе «Платон»
Перевозчики обратились к властям с просьбой временно приостановить ежегодное повышение выплат в рамках системы «Платон» из-за сложной ситуации в сфере грузоперевозок.

Соответствующее письмо крупнейшие отраслевые ассоциации направили в правительство.

Напомним, что в конце ноября 2025 года было принято решение о постепенной отмене понижающего коэффициента при расчете тарифа в «Платоне». Изменения вступят в силу 1 марта 2026 года. Понижающий коэффициент вырастет с 0,51 до 0,75, а с 1 февраля 2028 года его отменят полностью.

По расчётам авторов письма, в 2026 году тариф в системе «Платон» вырастет дважды: 1 февраля на 11% в рамках плановой индексации, в марте в результате изменения понижающего коэффициента. В результате плата за год увеличится на 63% до 5,46 рублей за километр

В 2027–2028 годах с увеличением, а затем и отменой понижающего коэффициента, рост составит 47,3% и 46,8% соответственно. С 2019 года взносы в системе уже увеличились на 76%. К февралю 2026 года накопленная инфляция достигнет 95,3%, а к февралю 2028 года — 115%.

Минтранс объяснил такое решение необходимостью адаптации отрасли грузоперевозок к реалиям, которые сложились в стране. С момента запуска системы в 2015 году коэффициент ни разу не менялся. Сейчас он составляет 0,51, а фактическая стоимость проезда — 3,34 рубля за километр.

В ведомстве подчеркнули, что индексация позволит направить дополнительные средства на ремонт дорог, которые разрушаются из-за интенсивного движения большегрузов массой свыше 12 тонн.

В Министерстве транспорта намерены завершить работы на 51 федеральном объекте протяженностью свыше 746,8 км в 2026–2027 годах. В 2026 году планируется обновить 90,3 км дорог, а в 2027 году — 656,5 км. Финансирование будет поступать из средств системы «Платон».

При этом участники рынка считают, что отмена понижающего коэффициента приведет к проблемам для транспортных компаний и грузоотправителей. Они указывают на значительный рост других налогов и сборов, что увеличит финансовую нагрузку на транспортно-логистический бизнес. Это, в свою очередь, вынудит пересмотреть соглашения между грузоотправителями и перевозчиками. В конечном итоге, изменения отразятся на конечной цене грузов.

В сентябре 2025 года перевозчики уже обращались к властям с просьбой не менять понижающий коэффициент из-за «и без того сложной ситуации» в сфере грузовых автоперевозок, где растут затраты на всех этапах поставок. 

В Минтрансе ответили, что расходы на ремонт дорог с 2020 по 2024 год выросли на 80%, а на их капитальный ремонт — на 60%. Удорожание замедлило темпы работы и поставило под сомнение выполнение национального проекта "Инфраструктура для жизни". 

Таким образом, увеличение стоимости дорожных работ стало главным аргументом для отмены понижающего коэффициента.

Эксперты отрасли отмечают, что российские транспортные компании уже в 2025 году оказались на грани рентабельности из-за резкого падения спроса на грузоперевозки и снижения тарифов на фоне повышения топливных и ремонтных затрат на 20% год к году.

В 2026 году участников рынка ждут дополнительные сложности: повышение налоговой нагрузки, рост топливных затрат, увеличение расходов на IT-системы и обучение сотрудников из-за перехода на обязательную электронную накладную.

Все эти факторы, вместе с увеличением тарифов в системе «Платон», могут привести к росту себестоимости перевозок на 12%. Учитывая прогнозируемую инфляцию в логистической отрасли, которая составит 4%, тарифы могут вырасти на 15–17%.

Кроме того, продолжится рост цен на автомобили и их обслуживание, а также общее старение автопарка. Значительная часть участников рынка — малый бизнес, который не сможет справиться с «такими совокупными затратами» в 2026 году. Это может привести к закрытию и банкротству многих транспортных предприятий.


Мы в Telegram @brokenstonemedia
При копировании материалов активная ссылка на сайт обязательна
113 18.12.2025