С 1 декабря 2025 года действующий тариф на перевозку грузов железнодорожным транспортом вырос на 10%.
При этом параллельно с индексацией предусматривается возможность введения точечной донастройки тарифов, при которой РЖД сможет дополнительно повышать цены на определённые виды перевозок.
Недавно Федеральная антимонопольная служба России подготовила проект приказа о ценовых пределах тарифов на услуги железнодорожного транспорта для среднесетевых условий в виде индексов к действующим тарифам.
Документ меняет правила расчёта тарифов на железнодорожные перевозки. Теперь появится возможность «тонкой донастройки» цен.
Раньше в РЖД могли определять коридор колебаний тарифа только в сторону уменьшения. Повысить плату за перевозку можно было только по решению ФАС России, которая выступала в роли регулятора.
В новом документе вместо коридора вводятся индексы к действующим тарифам — предельные уровни изменения цен.
Минимальный предел — это, по сути, и есть понижающий коэффициент, который применяется к тарифам из главы II Тарифного руководства №1. Его действие распространяется и на перевозки грузов, где задействовано несколько инфраструктур одновременно: ОАО «РЖД», ФГУП «КЖД», ФГУП «ЖДН», ОАО «АК «ЖДЯ». При этом скидка применяется к части тарифа, которая приходится на каждого перевозчика.
Максимальный предел — это фактически надбавка к тарифам.
При этом и понижающий, и повышающий коэффициенты считаются ценовыми пределами, по которым решение об изменении уровня тарифа принимает субъект регулирования. Субъектом регулирования выступает перевозчик. По новым правилам он может самостоятельно в пределах установленных границ как предоставлять скидки, так и вводить надбавки.
Документ устанавливает предельные уровни в диапазоне от –12,8% до +13,4%.
Таким образом, новые правила открывают дорогу для «точечных» изменений — то есть надбавок к тарифу по отдельным грузам и направлениям.
Первый прецедент уже есть — с 1 января 2026 года в программе Rail-Тариф появится коэффициент 1,0535 на рейсы с минерально-строительными грузами, что приведёт к увеличению общей стоимости перевозки.
По мнению экспертов, из-за новых тарифов в 2026 году на железной дороге не стоит ожидать роста погрузки щебня. По возможности грузовладельцы будут переводить перевозки на другие виды транспорта.