В октябре 2025 года на рынке щебня в целом сохраняются негативные тенденции.
Основными факторами, определяющими ситуацию в отрасли, остаются ослабление спроса и сокращение производственных объёмов из-за неблагоприятной ситуации в жилищном секторе, замедления инфраструктурных проектов и высокой стоимости заемных ресурсов.
ПРОИЗВОДСТВО ЩЕБНЯ
Добыча щебня в октябре снизилась на 12,5% по сравнению с октябрём 2024 года и составила 26,5 млн тонн. По итогам января–октября 2025 года спад достиг отметки 10,4%. За десять месяцев в стране произведено 241,1 млн тонн щебня.
Снижение объёмов производства и сохраняющаяся слабость спроса отражаются на ценовой динамике. За период с января по октябрь 2025 года средние цены производителей (без НДС) выросли на 5,8% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года и составили 663 рубля за тонну.
Сдержанный рост цен показывает стремление производителей сохранить падающий спрос. При этом растущие издержки при такой ценовой динамике стремительно ухудшают финансовую стабильность многих предприятий.
ПОГРУЗКА
Сокращение производства закономерно отражается на масштабах перевозок. Так, за январь–октябрь 2025 года погрузка на железной дороге нерудных материалов составила 76,2 млн тонн. Сокращение по сравнению с десятью месяцами 2024 года составило 11,8%.
Однако нужно отметить, что с августа 2025 года три месяца подряд фиксируется улучшение погрузки — рост составляет 3,2% (25,4 млн тонн в августе–октябре 2024 года против 26,2 млн тонн за аналогичный период текущего года).
Как видно из статистики, общие темпы снижения железнодорожной погрузки превышают падение объёмов производства — 11,8% против 10,4%. Ситуация вызвана хроническими проблемами на РЖД. Недостаточная гибкость логистики, а также низкая прогнозируемость приёма грузов к перевозке и сроков доставки вынуждают компании переключаться на альтернативные виды транспорта — водный и автомобильный.
Так, отгрузка щебня водным транспортом производителями Северо-Запада за апрель–октябрь 2025 года выросла на 5,5% к аналогичному периоду 2024 года и составила 6,3 млн тонн.
По данным Росморречфлота, всего водным транспортом за период с января по октябрь 2025 года перевезено 47,8 млн тонн строительных грузов.
Снижение совокупного спроса на щебень формируется под влиянием сразу нескольких факторов:
Темпы дорожных работ остаются умеренно позитивными. Финансирование дорожного строительства в рамках нацпроектов является ключевым фактором поддержания спроса на щебень.
При этом выпуск асфальтобетонных смесей по итогам января–октября 2025 года относительно аналогичного периода прошлого года снизился на 5,1% и составил 54 млн тонн. В октябре производство сократилось на 6,8% к октябрю 2024 года (данные Росстата).
Жилищное строительство
В сфере строительства жилья в целом наблюдается замедление, во многом вызванное ограниченным доступом к ипотечным займам из-за высокой стоимости кредитных ресурсов.
По данным ДОМ.РФ, в сегменте МКД застройщики в октябре 2025 года запустили 4,6 млн кв. м новых проектов, что на 0,3% больше, чем годом ранее. При этом показатель октября превысил сентябрьские объёмы на 12,8%.
Несмотря на наметившийся рост запуска новых домов, общая динамика по году остаётся отрицательной. За десять месяцев 2025 года суммарный объём запусков строительства объектов к аналогичному периоду 2024 года снизился на 15% и составил 33 млн кв. м.
Сокращается и ввод на рынок нового жилья. По данным Росстата, с января по октябрь 2025 года в стране введено 83,6 млн кв. м жилья. Это на 4,6% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
Ввод в эксплуатацию жилья в сегменте МКД за десять месяцев 2025 года упал на 5,1% к аналогичному периоду 2024 года, и составил 22,3 млн кв.м. При этом в октябре 2025 года введено 3,2 млн кв. м, что на 6,1% больше, чем за аналогичный месяц 2024 года.
Стоит отметить октябрьскую положительную динамику в сфере ипотечного кредитования. В октябре 2025 года в стране выдано 106 тыс. ипотечных жилищных кредитов. Это на 12% больше, чем за аналогичный месяц 2024 года. При этом в денежном выражении ипотечное кредитование в октябре выросло на 33% к октябрю прошлого года и составил 490 млрд рублей.
Всего с января по октябрь 2025 года выдано 696,4 тыс. ипотечных кредитов, что на 39,8% меньше, чем за аналогичный период 2024 года. В денежном выражении за десять месяцев 2025 года выдано кредитов на сумму 3 139,8 млрд рублей, что на 27,4% меньше, чем за аналогичный период 2024 года.
В целом в стройке продолжается замедление инвестиционной активности застройщиков и перенос сроков реализации проектов, что ведёт к уменьшению потребности в щебне, используемом при бетонных и земляных работах.
Производство товарного бетона
Положительную динамику демонстрирует выпуск товарного бетона. В январе–октябре 2025 года его производство по сравнению с аналогичным периодом 2024 года выросло на 7,3% и составил 64,8 млн куб. м.
В октябре зафиксирован рост на 12,2% с 7,2 млн куб. м в 2024 году до 8,1 млн куб. м в 2025 году (данные Росстата).
Производство строительных изделий
(бетонные блоки, железобетонные конструкции фундаментов, каркасов, стен и перегородок, железобетонные конструкции инженерных сооружений и т. д.)
Сегмент строительных блоков для зданий из цемента, бетона и камня, включая железобетонные изделия, показывает ослабление. В октябре 2025 года объем выпуска здесь сократился на 14,6% по сравнению с октябрём 2024 года. Объём производства составил 2,2 млн куб. м.
За десять месяцев 2025 года объёмы производства строительных изделий снизились на 12,3% к уровню прошлого года и составили 21,2 млн куб. м.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Октябрь продолжил нисходящий тренд на рынке щебня. Падение объемов добычи и потребления сочетается с умеренным ростом цен, что указывает на сокращение предложения и повышение себестоимости производства.
Отсутствие значимых инфраструктурных запусков, слабая динамика жилищного строительства и ограниченные инвестиции формируют устойчивое сжатие отраслевого спроса.
Без активизации государственных заказов и восстановления инвестиционной активности на стройке разворот рынка щебня в ближайшие месяцы остаётся маловероятным.