Россия
закрыть
АБВЕЗИКЛМНОПРСТУХЧЯДЗЛХ

Опыт Татарстана: биржевая торговля сделала цены на нерудные материалы прозрачными, а торги доступными

Опыт Татарстана: биржевая торговля сделала цены на нерудные материалы прозрачными, а торги доступными
Пилотный проект по внедрению в экономику Татарстана программы биржевой торговли БИРЖА ЦТС, начавшийся в начале 2025 году, показал положительный результат.

О первых итогах и перспективах инициативы информационному агентству «Татар-информ» рассказал директор Казанского филиала цифровой платформы БИРЖА ЦТС Дмитрий Зотов.

Первоначально инициатива охватила строительную отрасль, сформировав новую модель работы с ключевыми материалами. Позже к программе были подключены нефтехимия, сельское хозяйство и лесная отрасль.

Приоритет строительству был отдан неслучайно — от ценообразования на широкий ассортимент товарных позиций в сфере напрямую зависит конечная стоимость объекта. Власти региона поставили задачу с помощью биржевых механизмов сделать процесс ценового формирования на стройке прозрачным.

Биржа позволяет определять цену рыночным путём. Торги проходят анонимно: компании не видят друг друга и не знают, кто сделал заявку. Информация раскрывается только по завершении торгов.

Первоначально разработчики протестировали и отработали программу с подведомственными организациями Минстроя и Минтранса Татарстана. В максимально сжатые сроки подрядчики смогли успешно выйти на торги. Уже через две недели работы биржа обеспечила необходимый результат — снизила стартовые цены на щебень, песок, гравий и песчано-гравийные смеси.

С начала года в рамках проекта заключено 1,7 тыс. сделок на общую сумму более 8 млрд рублей. 

Дмитрий Зотов отметил, что по ряду ключевых ценообразующих товаров в строительной отрасли обеспечено значительное снижение начальной стоимости на 20–50%.

Программное обеспечение электронной биржи полностью российской разработки. Оно не подвержено санкционному давлению, отвечает требованиям безопасности и внесено в реестр Минцифры.

Разработка нашла широкое применение в строительной сфере Татарстана, так как здесь наблюдается значительный спрос на инертные материалы, металлоконструкции и цемент, а также высокая доля госконтрактов и масштабных инфраструктурных проектов. Эти факторы делают регион чувствительным к ценам на сырьё.

ВОЗМОЖНОСТИ ПЛАТФОРМЫ

БИРЖА ЦТС предоставляет эффективные решения для строительного рынка, устраняя множество проблем. Например, она помогает справиться с разнородными прайсами у разных поставщиков, отсутствием единого ориентира цен, зависимостью от посредников, необходимостью обзванивать десятки контрагентов, высокими трудозатратами на проверку поставщиков и различным доступом предпринимателей к ресурсам.

Традиционный способ закупки стройматериалов обычно включает обзвон множества поставщиков, ручную проверку условий и примерную оценку стоимости. В таких условиях у одной компании можно найти разные прайсы, зависящие от рыночной ситуации, а итоговая цена материалов определяется количеством посредников.

Биржевая торговля устраняет ценовую неопределенность. Стоимость здесь не зависит от мнения отдельных продавцов, а определяется спросом и предложением в реальном времени. Это позволяет участникам получать единый ориентир стоимости, делая рынок более прозрачным и предсказуемым.

В рамках проекта дополнительно ведётся работа по интеграции площадки с федеральной государственной информационной системой ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС). Эта мера упростит процесс создания сметной документации для подрядчиков.

Надёжность биржи обеспечивается системой доступа к участию в торгах — все компании проверяются на финансовую состоятельность и аффилированность. Совершая сделку на бирже, подрядная организация может не беспокоиться о честности контрагента.

Производители строительных материалов, участвующие в тендерах, получают доступ к подрядчикам по всей республике. Это позволяет им честно конкурировать с другими участниками, не видя друг друга. Система гарантирует оплату за продукцию без лишних манипуляций. Кроме того, компании могут напрямую оценивать реальные потребности рынка и продавать товары без посредников.

Участники биржи активно развивают клиентскую базу как внутри региона, так и за его пределами. Они используют стандартизированные заявки и спецификации, что снижает операционные расходы на обработку заказов и минимизирует возможные риски.

Застройщики и подрядчики теперь могут заранее планировать расходы на проекты. Они легко получают все необходимые материалы в одном месте, что снижает риск срыва поставок.

«Биржа делает покупку и продажу сырья проще и быстрее, а зачастую выгоднее», — резюмирует Дмитрий Зотов.

Прозрачные цены на цемент, металл и нерудные материалы напрямую влияют на стоимость жилья, тарифов и инфраструктурных проектов. Объективная оценка сырья снижает риск необоснованного роста цен. Это важно как для застройщиков, так и для государства.

Биржевые цены преобразуются в индикатор, что позволяет точнее прогнозировать будущие расходы, понимать конкретную стоимость щебня, арматуры и других материалов в конкретном регионе. 

Точные показатели стоимости строительных материалов можно сравнить с потребительскими индексами. Зная цену «строительной корзины», государство и бизнес могут точнее планировать свои проекты, а жители региона — оценивать доступность жилья.

ПЕРСПЕКТИВЫ ПЛАТФОРМЫ

Пилотный проект показал очень хороший результат. К торгам уже допущено более 1 тыс. компаний по всей стране. На бирже представлено более 6 тыс. наименований товаров.

В 2026 году стартует масштабирование платформы на федеральном уровне. Доступ к торгам существенно расширит возможности представителей малого и среднего бизнеса в других регионах. Даже небольшие компании через торги смогут напрямую покупать товары у крупнейших производителей, а небольшие карьеры получат возможность участвовать в реализации масштабных инфраструктурных проектов.

Успешный опыт Татарстана уже привлёк внимание других регионов. Так, в конце ноября 2025 года на БИРЖЕ ЦТС прошли первые торги стройматериалами в Ханты-Мансийском автономном округе (ХМАО).

В ходе пилотного запуска реализованы две партии щебня, соответствующие требованиям ГОСТ: фракции 40–70 мм в объёме 1 079 куб. м и фракции 5–20 мм марки М800 в объёме 147 куб. м. Материалы будут поставлены непосредственно на объекты строительства в округе.

Заместитель губернатора ХМАО Азат Ислаев отметил, что инструмент снижает риски в договорных отношениях. Платформа обеспечивает равные условия, конкурентную цену и прозрачные механизмы поставок.

Представители строительных компаний заявили, что уже на старте проекта биржевой формат показал свою доступность, прозрачность ценообразования и удобство планирования закупок. Они отметили, что такие торги позволяют избегать переплат и делают проектные затраты более предсказуемыми.

В перспективе на платформе планируется расширить ассортимент товаров, усовершенствовать индикаторы для строительной отрасли, привлечь новых региональных производителей, а также включить в систему торгов логистические услуги.

Эксперты считают, что эффективность новой схемы будет зависеть от ряда факторов.

Поставщики должны быть готовы работать в условиях прозрачного ценообразования. Это потребует пересмотра их бизнес-моделей и цепочек поставок.

Особую роль приобретает логистика. Так, для обширных территорий ХМАО доставка тяжелых и низкомаржинальных материалов, таких как щебень, песок и арматура, может стоить 50–100% от их себестоимости, что сводит на нет преимущества биржевых цен. Для решения этой проблемы нужны совместные усилия властей и участников рынка. Власти должны развивать транспортную инфраструктуру и создавать логистические хабы, а участники рынка — объединять заявки и оптимизировать маршруты.

Не менее важно вовлекать в биржевые торги местных поставщиков и избегать излишней бюрократии.

Мы в Telegram @brokenstonemedia
При копировании материалов активная ссылка на сайт обязательна
106 02.12.2025