Россия
закрыть
АБВЕЗИКЛМНОПРСТУХЧЯДЗЛХ

Тенденции в железнодорожных перевозках щебня

Тенденции в железнодорожных перевозках щебня
По данным портала «Щебень России», отгрузка нерудных материалов железнодорожным транспортом в октябре 2025 года по отношению к аналогичному периоду прошлого года выросла на 2,7%. Рост перевозок щебня к 2024 году наблюдается уже третий месяц подряд.

Однако из-за обвала отправки в первом полугодии 2025 года (минус 20%) нерудных материалов за январь–октябрь перевезено на 11,8% меньше, чем за первые десять месяцев 2024 года: 76,2 млн тонн против 86,4 млн тонн. Снижение отгрузки нерудных материалов в 2025 году несколько замедлилось — в январе–октябре 2024 года падение составляло 15% по отношению к аналогичному периоду 2023 года: 86,4 млн тонн против 101,7 млн тонн (данные «Щебень России»). 

Динамика отгрузки стройматериалов на железной дороге в большей степени обусловлена нестабильностью на рынке жилищного строительства. Ситуация здесь продолжает оставаться волатильной.

По мнению экспертов исследовательской компании Sherpa group, в 2025 году замедление строительной активности обусловлено следующими факторами:
— высокая ключевая ставка;
— инвестиционная пауза, вызванная формированием на государственном уровне новых планов на ближайшие шесть лет;
— завершение большинства нацпроектов, которые стартовали в 2018–2019 годах.

При этом в 2026 году можно ожидать улучшения общей динамики, чему поспособствует дальнейшее снижения ключевой ставки и старт строительства целого ряда крупных инфраструктурных объектов с подпиткой финансирования от государства.

Что касается ситуации с отгрузкой щебня на сети РЖД, то здесь наблюдается постепенный отток поставок на автодороги. Эксперты отмечают, что значительные потребности в строительстве обслуживает именно автотранспорт. В последнее время РЖД здесь проигрывает конкуренцию. 

При этом если рентабельность перевозок щебня автотранспортом на коротких расстояниях (до 500 км) считается приемлемой, то ситуация, когда РЖД проигрывает конкуренцию автодорогам на дальнем плече (1000–2000 км), выглядит неестественной.
Положение дел указывает на дисбалансы, которые должны привлечь внимание регаляторов.
 
Несмотря на продолжающее падение объёмов производства щебня (в сентябре минус 14,5% к аналогичному месяцу 2024 года), поставки по железной дороге подпитываются активностью в ключевых российских агломерациях за счёт строительства жилья, инфраструктуры и автодорог.

При этом отмечается, что транспортировка щебня, добываемого в карьерах северо-запада, сталкивается с ограничениями со стороны РЖД при доставке в центральные регионы.
Схожие проблемы возникают и при перевозках в Сибири. Основная причина затруднений здесь — сложности с предоставлением порожних вагонов для погрузки на железнодорожных сетях.

В целом погрузка нерудных материалов на железных дорогах в октябре могла быть более позитивной, но ограничивающим фактором снова оказались перевозки балластного щебня для нужд РЖД. По данным информационно-справочного портала «Железнодорожные перевозки», в октябре отгрузка здесь составила 2,6 млн тонн, что на 23% меньше, чем за аналогичный период 2024 года.
Причина давно известна — существенное урезание инвестпрограммы с последующим переносом ряда инфраструктурных проектов на более поздний срок.

Из-за текущих условий прогноз перевозок щебня до конца года — умеренный, ближе к негативному. Вряд ли клиенты будут создавать запасы щебня под инфраструктурные проекты 2026 года в несезон. Скорее всего, весной они будут работать напрямую с поставщиками и надеяться на дополнительные объемы перевозок по внутренним водным путям. К слову, в навигацию 2025 года по Волго-Балту зафиксирован рост перевозок стройгрузов на 6% к аналогичному периоду прошлого года.


Мы в Telegram @brokenstonemedia
При копировании материалов активная ссылка на сайт обязательна
159 17.11.2025