Россия
закрыть
АБВЕЗИКЛМНОПРСТУХЧЯДЛХ

Сколько денег будет выделено на развитие инфраструктуры по нацпроектам в 2026–2028 годах

Сколько денег будет выделено на развитие инфраструктуры по нацпроектам в 2026–2028 годах
Эксперты исследовательской компании Sherpa group рассчитали объём финансирования инфраструктурных проектов в период с 2026 по 2028 год согласно законопроекту о федеральном бюджете на 2026 год и плановый период 2027–2028 годов. Приводим наиболее интересные выдержки, которые касаются строительных направлений, значимых для производителей нерудных материалов.

По прогнозам Sherpa group, ожидаемые федеральные расходы на строительство, ремонт и модернизацию различных видов инфраструктуры в 2025 году составят более 1,42 трлн рублей

В следующем году вложения вырастут на 8,5%, до 1,55 трлн рублей, а в 2027 и 2028 годах продолжат увеличиваться в среднем на 19% ежегодно и в конце трехлетки приблизятся к 2,2 трлн рублей. 


Общий объем «нацпроектных» расходов на инфраструктуру и смежные сферы в 2026–2028 годах составит 5,6 трлн рублей.

Из этих средств 55% будет вложено в строительство, ремонт и модернизацию транспортной инфраструктуры, 22% — в различные инициативы социальной инфраструктуры (детские сады, школы, кампусы университетов, медицинские учреждения, туристические и культурные объекты), оставшиеся 23% — в коммунальную, телекоммуникационную, промышленную и прочую инфраструктуру.

При этом нужно отметить, что доля транспортной сферы в 2026-м будет минимальной за 2025–2028 годы из-за более сдержанных расходов на дорожное строительство.

Нацпроект «Эффективная транспортная система» — развитие высокоскоростных железнодорожных магистралей (ВСМ), Северного морского пути, опорной сети железных дорог, внутренних водных путей, морских и авиационных портов, а также пунктов пропуска через границу

Общий объем вложений в национальный проект «Эффективная транспортная система» в следующие три года составит 569,9 млрд рублей


В 2026 году нацпроект ждёт существенный рост федеральных вложений — увеличение финансирования составит 37,9% к уровню 2025 года. Всего на транспорт выделят 186 млрд рублей. 
Увеличение расходов произойдет для всех федеральных проектов за исключением «Развития опорной сети внутренних водных путей», так как его ускоренно финансируют в текущем году. 

Самый значительный рост федеральных вложений к уровню этого года ожидается в 2026 году у «Развития высокоскоростных железнодорожных магистралей» — почти в 28 раз, до 22,9 млрд рублей — из-за того, что основное финансирование этого федерального проекта в августе перенесли на следующий год. В 2025 году финансирование ВСМ было урезано в 20 раз, до 811,7 млн рублей.
Такой «сдвиг» не должен сказаться на темпах начала строительства магистрали, так как у концессионера есть доступ к заемному финансированию и собственный акционерный капитал.

Кратный рост вложений ждет также проекты по развитию опорных сетей железных дорог и морских портов.
Объем федеральных расходов на «Развитие опорной сети морских портов» в 2026 году составит 2,5 млрд рублей. Для сравнения, в 2025 году на этот федеральный проект собираются потратить почти 1,2 млрд рублей, при этом его бюджетное исполнение на 1 сентября 2025 года составляло лишь 0,09%.
На «Развитие опорной сети железных дорог» в 2025 и 2026 годах предусмотрены федеральные расходы в размере 0,4 млрд рублей и 6,2 млрд рублей соответственно.

В 2027 году федеральные расходы на «Эффективную транспортную систему», вероятно, выйдут на максимум и составят 218,9 млрд рублей, на 17,7% больше, чем годом ранее. Федеральное финансирование «Развития высокоскоростных железнодорожных магистралей» составит около 1,8 млрд рублей.

В 2028 году вложения в нацпроект планируют сократить почти на четверть (минус 24,6%) относительно предыдущего года, до 165 млрд рублей. 

Наибольшее снижение (минус 100%) финансирования коснётся ВСМ, так как магистраль уже будет введена в строй.

Годовой рост вложений в 2028 году сохранится лишь у федеральных проектов «Развитие опорной сети морских портов» (плюс 21,3% к 2027 году, до 7,5 млрд рублей) и «Развитие опорной сети аэродромов» (плюс 20,8%, до 85,7 млрд рублей).

Нынешнее распределение средств на нацпроект выглядит достаточно позитивным для транспортной отрасли, так как не предполагает снижения меньше уровня первого (2025) года финансирования. Но, как и в случае с комплексным планом 2018–2024 годов, успешность реализации нацпроекта будет зависеть от многих факторов, в том числе отлаженности работы по заключению контрактов, наличия заинтересованных подрядчиков либо инвесторов и дальнейшей динамики экономической ситуации.

Нацпроект «Инфраструктура для жизни» — развитие федеральных и региональных дорог, жилья, комфортной городской среды, коммунальной инфраструктуры

Согласно данным нового законопроекта, федеральные вложения в национальный проект «Инфраструктура для жизни» будут расти все ближайшие три года. Всего за 2026–2028 годы сюда собираются направить почти 4,9 трлн рублей, почти 40% этих средств придётся на последний год периода.


Рост федеральных расходов на нацпроект «Инфраструктура для жизни» в 2026 году будет очень умеренным: плюс 3,1% к уровню 2025 года, до 1,3 трлн рублей (это ниже уровня ожидаемой инфляции в 4%).

Федеральные расходы на «Региональную и местную дорожную сеть» в рамках нацпроекта в 2026 году упадут на 9,5% в текущих ценах к уровню 2025 года до 321,8 млрд рублей.

Снижение обусловлено сокращением инвестиций в мероприятия по развитию и приведению в нормативное состояние дорог регионального или межмуниципального, местного значения, которое проводится за счет межбюджетных трансфертов.


Для «Развития федеральной сети» в 2026 году рост вложений составит плюс 16,2% год к году. Объём финансирования достигнет 773,2 млрд рублей:
— строительство и реконструкция автомобильных дорог федерального значения — 217,7 млрд рублей;
— государственная поддержка ГК «Автодор» — 122,7 млрд рублей;
— расходы на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования федерального значения — 432,7 млрд рублей.


Впрочем, из-за особенностей финансирования автодорожных мероприятий в рамках нацпроекта на практике динамика может быть более позитивной — в течение года на автодорожное строительство и ремонт доводят, как правило, больше средств, чем планировано изначально.

Для строительных компаний этой сферы слабый рост и вероятность спада финансирования на 2026 год — негативный сигнал, следствием которого могут стать сокращение мощностей профильными подрядчиками и даже уход ряда игроков с рынка (на фоне их непростого финансового положения в последние два–три года).
В результате замедления и спада по отдельным направлениям, вероятно, будет сложнее мобилизовать ресурсы для запуска крупных проектов в последующие годы.

В 2027 году объем федеральных вложений в нацпроект «Инфраструктура для жизни» составит 1,62 трлн рублей, что на 24,9% превысит прогнозируемый итог 2026 года.

Годовой рост расходов на «Развитие федеральной сети» и «Региональную и местную дорожную сеть» составит в 2027 году 19,6% и 26,6% соответственно. На федеральные дороги выделят 924,5 млрд рублей, на региональные — 407,4 млрд рублей.
 
В 2028 году рост финансирования «Инфраструктуры для жизни» тоже ожидается достаточно высоким (+21,4% к предыдущему году), а объем может стать рекордным — 1,97 трлн рублей. 
Частично на такие темпы повлияет сильный рост вложений в развитие федеральной сети и значительно более умеренный — в региональные и местные дороги. В 2028 году прирост вложений в региональные и местные дороги к прошлому году составит всего 2% до 415,7 млрд рублей, а для федеральных трасс этот показатель составит 33,9% до 1,24 трлн рублей.

Столь значительный рост планируют обеспечить за счет увеличения финансовой поддержки ГК «Автодор» и повышения расходов на капитальный ремонт, ремонт и содержание федеральных трасс.

По мнению экспертов Sherpa group, распределение средств может оказаться более равномерным, но на темпы роста финансирования будут влиять экономическая ситуация и актуальные планы государства в сфере дорожного строительства, пик расходов на которые может прийтись на 2027–2028 годы.

Примечание портала «Щебень России»:
По состоянию на начало ноября 2025 года законопроект о федеральном бюджете на 2026 год и плановый период 2027–2028 годов принят только в первом чтении. В рамках поправок ко второму чтению уже предусмотрена корректировка финансирования на развития транспортной инфраструктуры. Так, на приведение в нормативное состояние региональных и местных дорог будет дополнительно выделено 75,5 млрд рублей. Рост финансирования составит 6,6% от ранее заложенного в проект бюджета. 

Источник: Sherpa group

Мы в Telegram @brokenstonemedia
При копировании материалов активная ссылка на сайт обязательна
69 10.11.2025