Россия
закрыть
АБВЕЗИКЛМНОПРСТУХЧЯДЛХ

Как финансировались нацпроекты за девять месяцев 2025 года

Как финансировались нацпроекты за девять месяцев 2025 года
Компания Sherpa group опубликовала аналитический отчёт «Новые нацпроекты: итоги трёх кварталов 2025 года». В документе детально разобраны объёмы финансирования нацпроектов в указанный период. Приводим актуальные выдержки.

Нацпроект «Эффективная транспортная система»развитие ВСМ, Северного морского пути, опорной сети железных дорог, внутренних водных путей, морских и авиационных портов, а также пунктов пропуска через границу

На нацпроект «Эффективная транспортная система» по итогам трёх кварталов 2025 года выделено 67,9 млрд рублей, что составляет 50,4% от средств предусмотренных на год. Эти показатели превысили уровень исполнения комплексного плана прошлого года — тогда было 45,9 млрд рублей или 35% от средств предусмотренных на год.

До конца года на «Эффективную транспортную систему» снизили планку финансирования на 5,7% до 134,8 млрд рублей. Основная причина изменений — перенос значительной части федерального финансирования «Развития высокоскоростных железнодорожных магистралей» на 2026 год. 

До конца года увеличено финансирование по трём инициативам:
— развитие Большого Северного морского пути — +0,1% до 58 млрд рублей;
— развитие аэродромов — +12,2% до 29 млрд рублей;
— развитие внутренних водных путей — +34,6% до 11 млрд рублей.
Без изменений остаётся финансирование развития железных дорог — 395,9 млрд рублей.

Среди инициатив нацпроекта «Эффективная транспортная система» по итогам девяти месяцев 2025 года по степени исполнения лидирует направления развития опорной сети внутренних водных путей — уже выделено 8,2 млрд рублей или 74,4 % от средств предусмотренных на год. Таких показателей удалось достичь благодаря вложениям в уже начатые проекты — Багаевский гидроузел, реконструкция шлюзов Городецкого гидроузла и др.

Минимальный уровень исполнения зафиксирован при реализации инициативы развития опорной сети морских портов — выделено всего 520,9 тыс. рублей или 0,1% от средств запланированных на год. Такое недофинансирование вызвано значительным увеличением объёмов запланированных расходов.

Нацпроект «Инфраструктура для жизни»развитие жилья, федеральных и региональных дорог, комфортной городской среды, коммунальной инфраструктуры 

Исполнение нацпроекта «Инфраструктура для жизни» по итогам трёх кварталов 2025 года составило 62,9% или 792,1 млрд рублей. В прошлом году за аналогичный период по нацпроектам-предшественникам «Безопасные качественные дороги» и «Жилье и городская среда» финансирование удалось довести до 68,1%. Основная причина отставания — более медленное, чем год назад, поступление средств в неавтодорожные проекты, в частности в жилищный сектор и железные дороги.

В то же время в проекты, связанные со строительством и модернизацией автодорожной инфраструктуры, за три квартала 2025 года выделено 703,1 млрд рублей, что составляет 65,6% от средств предусмотренных на год. Год назад на эти цели за аналогичный период было выделено 446,6 млрд рублей или 67,5% от запланированного финансирования на год.  

В нацпроекте «Инфраструктура для жизни» самое высокое исполнение зафиксировано в направлении развития региональных и местных дорог — выделено 280,5 млрд рублей или 78,8% от запланированных на год средств. 

На развитие федеральных трасс выделено 411,2 млрд рублей или 61,8% от запланированных на год средств. 

Самый низкий объём финансирования наблюдается в направлении развития железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла — переведено 0% средств из запланированных на год 26,9 млрд рублей.

Планка федеральных расходов на весь нацпроект «Инфраструктура для жизни» в третьем квартале 2025 года выросла на 1,1% и достигла отметки 1,26 трлн рублей.

Эксперты Sherpa group отмечают, что, до конца года существенного перераспределения средств между нацпроектами не ожидается, при этом у многих из них возможны колебания планки финансирования. Значительных изменений вложений в «Эффективную транспортную систему» и «Инфраструктуру для жизни» в четвертом квартале не ожидается, так как большинство ключевых проектов в них с высокой долей строительства в этом году финансировались без сильного отставания.

Источник: Sherpa group

Мы в Telegram @brokenstonemedia
При копировании материалов активная ссылка на сайт обязательна
131 22.10.2025