Активизация строительных работ на высокоскоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург потребовала поставок значительных объёмов щебня. В этих условиях своевременным оказался запуск грузового двора на Рижском ходу Московской железной дороги (МЖД).
Открытие перевалочного узла с пропускной способностью около 15 тыс. тонн значительно упростило проведение масштабных земляных и инфраструктурных работ в Подмосковье. Об этом информационному агентству «РЖД-Партнер» рассказал независимый эксперт железнодорожной отрасли Алексей Лерон.
Подмосковный опорный перевалочный узел стройгрузов на станции Новоиерусалимская Рижского хода МЖД позволяет закрыть «короткое плечо» подвоза инертных грузов для стартовых работ ВСМ в Московской области. Площадка на регулярной основе обрабатывает вагоны со щебнем с конца сентября 2025 года.
Расчётная мощность объекта составляет около 16,5 тыс. тонн в месяц, что эквивалентно 240 вагонам.
Ранее объект был приспособлен для обслуживания только крытых вагонов. Однако восстановление мостков повышенного пути, монтаж качественного водоотведения и освещения, а также передислокация ковшового погрузчика создали условия для приёмки инертных грузов.
Модернизация существующего двора позволила отказаться от строительства новой базы.
Эксперт отметил, что в структуре обеспечения ВСМ узел играет роль приёмно-распределительного хаба «первой мили» в зоне активных работ седьмого этапа в Подмосковье. Здесь на строительно-монтажных операциях уже развёрнуто свыше 3,3 тыс. единиц техники и 9,3 тыс. строителей. Задача грузового двора заключается в стабильном обеспечении стройки инертными материалами с возможностью разгрузки дальнего плеча и сокращения времени оборота подвижного состава.
Наличие узла делает поставки щебня более быстрыми и предсказуемыми. Станция находится рядом с основным фронтом работ, что сокращает плечо доставки материалов автотранспортом. Кроме того, пропускная мощность объекта в 15–16,5 тыс. тонн гарантирует стабильность и ритмичность снабжения под строительные окна и параллельные виды работ.
Алексей Лерон уточнил, что перегрузочный узел на станции Новоиерусалимская с его возможностями отгрузки инертных материалов важен на стадиях проведения массовых земляных, подготовительных и инфраструктурных работ. Значимость эта обусловлена тем, что применение на ВСМ безбалластных плит меняет роль щебня: его применение смещается из «тела пути» в земляное полотно, временные дороги, дренажи и сопутствующие объекты. В таких условиях наличие ближних перевалочных узлов становится экономически оправданным, ведь они закрывают частые, но порционно небольшие по дальности плечи, сглаживают пики и снижают логистические риски на этапе интенсивного строительства в Подмосковье.
Эксперт резюмировал, что перевалочный узел на станции Новоиерусалимская — важный тактический элемент материально-технического обеспечения ВСМ рядом с Москвой. Без него было бы трудно удержать график поставок инертных грузов в период массовых работ, пока тяжелая фабрикация рельсов и плит идет своим конвейером на заводах и централизованных рельсосварочных мощностях.
При этом потенциал площадки не ограничивается исключительно перевалкой щебня. Конфигурация и логистика двора позволяют отгружать здесь не только инертные материалы, но и цемент, металлоконструкции, сборные элементы безбалластных плит, железобетонные балки и другие материалы, используемые при возведении искусственных сооружений и земляного полотна.