Россия
закрыть
АБВЕЗИКЛМНОПРСТУХЧЯДЛХ

«Делаем всё, чтобы ситуация улучшилась»: как себя чувствуют производители щебня

«Делаем всё, чтобы ситуация улучшилась»: как себя чувствуют производители щебня
В условиях снижения строительной активности и падения потребления, для производителей щебня 2025 год складывается непросто. О том, как обстоят дела на конкретном предприятии и в отрасли в целом, поговорили с генеральным директором Объединённой горнодобывающей компании (ОГДК) Лапкиным Павлом Игоревичем.

Примечание:
Объединённая горнодобывающая компания (ОГДК) — производитель щебня с 2019 года. Развивает четыре предприятия:
— Центурион — Питкяранта, Республика Карелия
— Аникинский ГОК — Аникин, Ростовская область
— Турдейский карьер — Горный, Тульская область
— Хомяковский карьер — Восточный, Тульская область
 
Акцент в интервью сделан на карельском предприятии «Центурион».

Охарактеризуйте общую ситуацию, которая складывается в отрасли. Что сейчас происходит на рынке щебня?

Всё что происходит на рынке щебня в последние два–три года, на наш взгляд, всецело связано с сокращением потребления.

Как оцениваете 2024 год с точки зрения деятельности компании?

Для предприятия 2024 год сложился неоднозначно. Впрочем, как и для многих игроков отрасли.

При этом мы получили бесценный опыт, научились работать в условиях дефицита ресурсов. У нас есть чёткое понимание, куда двигаться дальше. Вопрос в другом: куда будет двигаться рынок.

Удаётся ли в непростых условиях добиваться позитивных результатов?

Несмотря на неблагоприятную конъюнктуру, мы достигли ощутимого прогресса в развитии внутренних процессов компании.

Если говорить про ОГДК, в общем, то в прошлом году мы внедрили систему управления проектами и задачами на базе отечественной платформы Битрикс. Решение доведено до уровня начальников участков и подразделений.

Система управления проектами и задачами позволила создать на предприятии единое пространство взаимодействия. Нам удалось добиться более чёткой, слаженной и ритмичной работы подразделений производственного уровня. Это касается и компании ОГДК, с точки зрения выстраивания общего руководства, и карьера «Центурион», с точки зрения организации отдельного производственного участка.
 
Если говорить конкретно про «Центурион», то здесь мы дополнительно пересмотрели саму парадигму управления. Раньше на карьере все рабочие процессы замыкались на едином руководителе, который взаимодействовал с головным офисом ОГДК. Теперь же начальники участков и подразделений на карьерах в техническом плане подчиняются напрямую головному офису.

В результате мы сократили цепочку принятия решений. Да, руководители головного офиса теперь больше времени уделяют прямому управлению, но взамен мы получаем более прозрачную и менее искаженную картину, которая складывается на предприятии.
 
Таким образом, внедрение Битрикс и изменение парадигмы управления на «Центурионе» — ключевые достижения 2024 года в плане оптимизации управленческих и организационных процессов.
 
Какие факторы оказывают негативное влияние на развитие предприятия?

В первую очередь здесь нужно отметить общее сжатие рынка и неплатежи. Эти факторы затрудняют реализацию планов по модернизации и развитию производства.

Сжатие рынка щебня наглядно прослеживается по динамике цен FCA — месяц к месяцу падение стоимости может доходить до 50%. Это существенно. В целом, по сравнению с 2022–2023 годами мы видим общее снижение цены на 25–30%.

Примечание
Цена FCA — договорная цена, которая включает в себя конечную стоимость товара с учётом экспортного оформления с уплатой пошлин, но без затрат по транспортировке.

При этом никуда не делась инфляция. Увеличились основные статьи затрат. Наблюдается рост расходов на запчасти и комплектующие. Из-за дефицита кадров вырос фонд оплаты труда. 

В итоге получается, что цены за 2–3 года упали минимум на четверть, а издержки выросли. Плюс снизился доступ к деньгам. Производителям сложно получить оборотные средства из-за высоких ставок по кредитам, которые предлагают банки.

Что касается проблемы неплатежей. Два–три года назад ситуация с расчётами характеризовалась высокой платёжной дисциплиной. Большинство клиентов платили своевременно или даже авансом. Отдельные случаи задержек касались преимущественно наиболее доходных позиций. 

Ситуация позволяла предприятиям выступать в роли трейдера и получать дополнительный доход за счёт финансирования сделок поставки.

В настоящее время отрасль столкнулась с определёнными изменениями в платёжной практике. Значительное число поставок теперь требует самостоятельного финансирования со стороны производителей. При этом наблюдается увеличение доли операций с просроченной оплатой. В случаях несвоевременных расчётов возвращение средств часто осуществляется в судебном процедуре, по срокам это занимает не менее года.

Произошедшие изменения требуют от участников рынка адаптации финансовых стратегий и усиления контроля над платёжной дисциплиной контрагентов для обеспечения устойчивости бизнеса.

Есть ли трудности с закупкой и обслуживанием оборудования?

Да, это ещё один серьёзный барьер, с которым вынуждены считаться участники отрасли. Проблема касается ограничения доступа к запасным частям и комплектующим для оборудования от европейских и американских производителей. Задержки по времени в получении оригинальных запчастей западных брендов стали значительными, что при поломках создаёт производственные сложности на многих карьерах.

Что касается замещения уже эксплуатируемого западного оборудования аналогами от китайских брендов, этот процесс в отрасли уже идёт. Но в нашем случае основным препятствием выступает разница в надёжности и запасе прочности, которую мы наблюдаем. Европейские и американские производители, по нашему мнению, в этом плане находятся пока далеко впереди своих азиатских конкурентов.

Но от замены отдельных комплектующих и запчастей никуда не уйти. И карьеры закупают аналоги китайского производства. При должном подходе здесь даже можно подобрать запасные части более-менее сопоставимого уровня. При этом случаев, когда китайские решения совсем не уступают западным оригиналам по качеству, мы пока не видели.

Кроме того, даже при закупке китайских комплектующих мы зачастую сталкиваемся с проблемами в логистике. Если раньше сроки доставки не превышали недели, то сейчас приходится ждать три месяца. Для небольших деталей есть вариант срочной доставки самолётом за «оверпрайс», но здесь компаниям приходится нести неоправданно высокие расходы.

При аварийном выходе из строя того или иного оборудования, большой удачей для производителей считается быстрая покупка в России нужной детали за любые деньги. В противном случае производство останавливается, а это проблема уже совсем другого уровня.

Не стоит упускать из виду ещё один момент. На карьерах нередко эксплуатируется высококачественное оборудование западного производства, которое по тем или иным причинам не имеет широкого распространения на рынке. Если на популярные и распространённые модели европейских и американских брендов есть совместимые и сопоставимые китайские аналоги, то для таких редких образцов замены нет. Поставить оригинал из-за ограничений нет возможности, купить в Китае нельзя, потому что таких моделей там вообще не производится. При выходе из строя найти запчасти невозможно.

Мы столкнулись с такой проблемой в прошлом году. Пытались выйти из положения путём изготовления нужных комплектующих по чертежам и 3D-сканам на российских предприятиях. Но полученные детали проработали несколько месяцев, в результате оборудование снова встало.

Решить проблему удалось перестроением технологической схемы дробильно-сортировочного комплекса в обход вышедшего из строя редкого узла. Это позволило нам продолжить работу с сохранением высокого качества выпускаемого щебня.

Со спецтехникой складывается аналогичная ситуация?

С техникой происходит немного другая история. Китайские производители зашли на российский рынок гораздо раньше, чем компании по выпуску оборудования. Например, мы давно используем китайские самосвалы. И проблема здесь заключается в том, что у машин, которые выпускаются в Китае, запас прочности значительно ниже, чем у техники ведущих западных брендов, исторически работающих в отрасли.

Приведу пример: около трёх лет назад мы закупили фронтальные погрузчики одного китайского производителя. За двенадцать месяцев эксплуатации из-за неисправностей нам пришлось полностью заменить двигатель, коробку передач и ряд других ключевых агрегатов. В дилерском центре акцентировали внимание на том, что поломки произошли по вине операторов. Но в этом и кроется вся суть проблемы: в западной технике по умолчанию заложены системы безопасности от действий операторов, в китайских аналогах такого нет.

Как в отрасли и на предприятии обстоят дела с кадрами? Какие программы вы применяете для поощрения и мотивации сотрудников?

Проблема нехватки специалистов в промышленности актуальна не первый год. В нашей отрасли она ощущается достаточно остро, так как производства щебня по большей части находятся в глубинке, где традиционно не хватает квалифицированных рабочих рук.

В работе с кадрами мы делаем ставку на удержании существующего персонала. На предприятии «Центурион» работает 110 человек, на 80% это фиксированный состав сотрудников с белой заработной платой, которая, как правило, выше среднеотраслевого и среднерегионального уровней.
В положении об оплате труда у нас зафиксирован «коэффициент трудового участия», который для сотрудников выражается в премиях за успешное участие в развитии предприятия.

Ещё на производстве внедрена система мотивации. Если коллектив смены выполняет план, всем работникам начисляются бонусные карточки с денежным эквивалентом. Эти карточки распределяются между членами смены пропорционально их вкладу. Накопленные баллы можно обменять на товары за счёт компании — например, на бытовую технику (телевизоры, холодильники и т. д.).

Дополнительно мы предлагаем жильё и компенсацию питания для сотрудников, которые работают вахтовым методом или живут в удалённых районах.

Как выстроена работа с привлечением молодых специалистов?

Ситуация здесь обстоит не так, как нам хотелось бы. Молодежь стремится в крупные города, немногие хотят оставаться в глубинке.

При этом мы всё равно пытаемся привлекать и мотивировать молодых специалистов. Так, мы ведём переговоры с представителями ряда кафедр Санкт-Петербургского горного университета — ведущего поставщика кадров для нерудной отрасли Северо-Запада.

Наша цель — создать эффективную программу взаимодействия, в рамках которой студенты смогут посещать наше действующее горнодобывающее предприятие, знакомиться с особенностями работы в отрасли и получать практический опыт. Акцент делается на молодых специалистах из Питкяранты и близлежащих населённых пунктов. Мы стремимся, чтобы после окончания обучения они возвращались к нам для построения карьеры. 

Поговорим о планировании. Стоит ли предприятиям отрасли строить планы по развитию в условиях падения потребления, снижения стоимости продукции и удорожания кредитов? 

Планирование сохраняет актуальность всегда, но в сложившихся условиях оно должно быть максимально гибким. На наш взгляд, осуществление планов должно идти в ногу с конкретными изменениями ситуации в отрасли. Некоторые игроки ушли с рынка, поскольку при планировании работы не учли фактического изменения рыночной конъюнктуры. Основным маркером такого изменения служит рост цен, так как стоимость является основным индикатором баланса спроса и предложения.

Планирование под рынок — это правильно. При падении спроса предприятие должно сократить свое производство таким образом, чтобы оно продолжило ритмично работать. Важно понимать, что при ошибках в планировании, результатом которого становится остановка производства, повторный запуск — длительный, сложный и затратный процесс. Даже после полугодового простоя возобновление работы сопряжено с существенными трудностями. 

Критерием грамотного планирования под рынок служит наличие большого склада. Если на предприятии накоплены значительные избыточные объёмы, значит, с оценкой конъюнктуры есть сложности.

Как вы оцениваете перспективы отрасли?

Ситуация должна измениться к лучшему, потому что стимулировать экономику и промышленность проблематично без инвестиций в строительство. Правительство сейчас этим и занимается — значительные финансовые ресурсы направляются на модернизацию инфраструктуры. В ближайшие несколько лет драйвером развития должен стать проект по возведению высокоскоростной железнодорожной магистрали.

Перспективы развития отрасли в целом есть, однако остаётся открытым вопрос, когда будут созданы необходимые условия для активизации строительной деятельности в масштабах страны.

Мы в Telegram @brokenstonemedia
При копировании материалов активная ссылка на сайт обязательна
185 23.09.2025