Россия
закрыть
АБВЕЗИКЛМНОПРСТУХЧЯДЛХ

Погрузка щебня на железных дорогах продолжает сокращаться

Погрузка щебня на железных дорогах продолжает сокращаться
В августе 2025 года перевозка строительных материалов на сети РЖД сократилась на 3% к аналогичному периоду прошлого года и составила 9,7 млн тонн.

Оценка погрузки стройгрузов за январь–август 2025 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года показывает гораздо существенное снижение — минус 15%, с 77 млн тонн до 66 млн тонн.

При этом нерудных стройматериалов в августе 2025 года было отгружено 8,8 млн тонн, что на 2,3% больше, чем в августе прошлого года. Но августовский рост не меняет общей негативной динамики. За восемь месяцев 2025 года поставки нерудных строительных материалов железнодорожным транспортом снизились на 15,5% с 69,6 млн тонн до 58,8 млн тонн. 

Существенное влияние на показатели погрузки стройматериалов оказывает отправка балластного щебня. По данным информационно-справочного портала «Железнодорожные перевозки», погрузка в этом сегменте в августе 2025 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократилась сразу на 24% с 15,8 млн тонн до 12 млн тонн.

Здесь важно отметить, что цифры по отгрузке балластного щебня, которые приводит портал «Железнодорожные перевозки», выглядят явно завышенными. По данным портала «Щебень России», в августе 2025 года объём отгрузки балластного щебня на сети РЖД составил 2,8 млн тонн. 

Однако расхождения в показателях не меняют общую ситуацию с падением погрузки щебня в 2025 году. И здесь более важно рассмотреть причины снижения.

Падение объёмов перевозки щебня по железным дорогам в 2025 году обусловлено несколькими факторами:

Замедление строительной активности

На площадках для спецтехники скопилось много невостребованных машин — их закупили в ожидании роста строительства, но спрос упал. В этом году технику берут в аренду даже реже, чем раньше.

По данным Росстата, за первое полугодие 2025 года строительные компании потеряли 302,4 млрд рублей — это в 2,2 раза больше прошлогоднего показателя.

Больше всего просели объёмы работ у застройщиков жилья, хотя они смогли частично компенсировать убытки за счёт повышения цен — их прибыль выросла на 27,3%. У компаний, строящих инженерные сооружения, ситуация с заказами обстоит немного лучше. Однако их прибыль упала на 10,5%, так как они работают по госконтрактам.

В дорожном строительстве компании получили дополнительное финансирование и увеличили спрос на щебень, что несколько сглаживает общую ситуацию с перевозками по железной дороге.

Сокращение работ по ремонту и модернизации железных дорог

В 2025 году РЖД сократили инвестпрограмму на 40%, что сильно ударило по объёмам и срокам модернизации инфраструктуры. В результате снизилось потребление балластного щебня, которое, в свою очередь, отразилось на перевозках стройгрузов по железной дороге.
О масштабах сокращения ремонтных работ на РЖД косвенно можно судить по перевозкам рельсов. В августе 2025 года их транспортировка сократилась на 12% по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года.

Что ждёт перевозки стройматериалов осенью

Существует большая вероятность того, что осенью динамика по транспортировке стройматериалов по железной дороге сохранится, то есть продолжится падение объёмов погрузки. На ситуацию будет влиять постепенное освобождение складов, а также продолжающее общее падение потребления щебня.

Кроме того, не внушает оптимизма финансовое положение производителей щебня. По мнению ряда аналитиков строительной отрасли, рентабельность добычи нерудных материалов упала с 25% до 10–12%, а 45% компаний имеют высокую долговую нагрузку. При этом из-за железнодорожных тарифов логистические расходы выросли на 30%.

В таких условиях маловероятной выглядит ситуация, при которой дорожные службы и строительные компании начнут осенью формировать запасы щебня на 2026 год. Они будут ориентироваться на поступление средств от заказчиков и продолжат закупать щебень по факту

Сравнение отгрузки нерудных материалов железнодорожным транспортом в первом полугодии 2023, 2024 и 2025 годов:

Источник: РЖД-Партнер

Мы в Telegram @brokenstonemedia
При копировании материалов активная ссылка на сайт обязательна
439 24.09.2025