Для привлечения большего объема грузов на железнодорожный транспорт компании РЖД необходимо повышать уровень клиентоориентированности.
На снижение объемов перевозок различных категорий грузов влияет целый комплекс причин, включая рост тарифов на транспортировку и неблагоприятные макроэкономические условия. Так, снижение объемов строительства жилья и замедление реализации инфраструктурных проектов оказывает значительное влияние на уменьшение перевозок строительных грузов.
На транспортно-логистическом форуме «Грузовая панорама: как везти грузы в условиях ограничений?» руководитель Информационного центра операторов (ИЦО) Николай Михайлов отметил, что РЖД следует уделять больше внимания конкретным причинам падения объемов по каждой товарной группе. Он указал, что для одних грузоотправителей определяющим фактором становится высокая стоимость перевозки, для других — необходимость в строгом соблюдении сроков доставки.
Эксперт выделил несколько категорий грузов, снижение перевозок которых в значительной степени повлияло на общую статистику. Речь идет о строительных материалах, нефти и нефтепродуктах, угле, зерне и черных металлах. Наибольшее сокращение наблюдается в сегменте строительных грузов: по данным, озвученным Михайловым, эта категория дала 42% от общего снижения погрузки, при этом за первые четыре месяца 2025 года объемы сократились на 19% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
В классификацию строительных грузов ИЦО включает как традиционные минерально-строительные материалы, так и песок, глину, цемент и щебень, хотя у РЖД некоторые из них формально относятся к другим товарным группам. По словам Михайлова, данные за начало 2025 года свидетельствуют об ускорении падения объемов перевозок этой номенклатуры. Он подчеркнул, что снижение объемов жилищного строительства и замедление темпов реализации инфраструктурных проектов существенно влияет на динамику перевозок стройматериалов. При этом, несмотря на их массовый характер, железнодорожные перевозки теряют позиции, поскольку производственные показатели, например, по цементу или песку, не совпадают с данными по перевозке по железной дороге. Это, по его мнению, говорит о том, что часть грузоотправителей отдает предпочтение автотранспорту.
В числе причин ухода клиентов на автомобильные перевозки Михайлов выделил недостаточную гибкость железнодорожной логистики. Он пояснил, что небольшие предприятия, производящие, к примеру, щебень, не всегда в состоянии обеспечить те объемы и стандарты технологичности, которые требуются в рамках современной железнодорожной системы — такие как маршрутные отправки и крупные партии. Также он обратил внимание на то, что введенные ограничения на подачу порожнего подвижного состава усложнили организацию попутных загрузок, в том числе щебня и камня, которые ранее перевозились более эффективно.
Ссылка на источник: rzd-partner.ru