Модернизация ж/д инфраструктуры Восточного полигона позволит обеспечить работой десяток строительных компаний БАМа. Задействованы будут механизированные колонны, мостостроительные отряды, а также предприятия по производству инертных материалов. Ведущая роль здесь отводится и комплексу по производству щебня «Курьян», которых находится около Тынды.
Карьер «Курьян» открыли в 1970-е годы в начале строительства БАМа. Первый объем щебня на строительство главного пути западнее Тынды был взят именно из этого карьера. Потом щебень использовали для отсыпки улиц Тынды и производства мостовых конструкций.
В 1990-е годы карьер имел устаревшее оборудование, что наряду со стихийным вывозом щебня привело того собственника к выводу о том, что производство является нерентабельным. Так карьер фактически остался бесхозным.
В 2007 году ОАО «Бамстроймеханизация» решило выкупить карьер и организовать на его основе завод по производству различных видов щебня и строительного камня.
По сообщению начальника щебеночного производства ОАО «Бамстроймеханизация» Дмитрия Романова, завод ежедневно выпускает порядка 1 тыс. куб. м. щебня разной фракции. Это позволяет обеспечивать потребности ОАО «РЖД» в путевом щебне фракции 25-60.
В Тындинском регионе для отсыпки земляного полотна также используется продукция этого завода. Щебень других фракций использует предприятие «Мостовые конструкции» в целях производства железобетонных элементов мостов.
Д. Романов также отметил уникальность щебня курьянского карьера, подчеркнув его морозостойкость, сохраняемую в течение 300 лет, что является важным показателем как при строительстве дорог, так и при возведении гражданских объектов.
Первые договоры на отгрузку щебня для ОАО «РЖД» были заключены в 2009 году. На сегодняшний день балластный щебень отгружается на все дистанции пути, находящиеся на Северном широтном ходу Дальневосточной железной дороги, а также в ПЧ Вихоревка, Новая Чара и Кичера Восточно-Сибирской железной дороги.
Ежедневно на Курьяне в среднем отгружают 25 полувагонов продукции.
В 2014 году ОАО «Бамстроймеханизация» стало победителем тендера на производство работ в рамках модернизации БАМа. Компания должна будет осуществить строительство сотни километров вторых путей, десятков новых разъездов, а также провести реконструкцию станции на участках Тында-Бамовская и Тында-Хани. Эти работы потребуют сотни тысяч куб. м. балластного щебня.
По словам Дмитрия Романова, в настоящее время предприятие занимается строительством разъезда им. Мохортова и реконструкцией станции Улак. К концу года на данные объекты предполагается выполнить отгрузку объемом 3 тыс. и 12 тыс. куб. м. соответственно.
Разведанные запасы курьянского карьера достигают свыше 5 млн. куб. м., поэтому, отмечает Д. Романов, ресурсами будет обеспечено строительство, как вторых путей БАМа, так и новых железных дорог и автомобильных магистралей.