Федеральная служба по тарифам (ФСТ) выдвинула предложение о законодательном обязательстве ОАО «РЖД» кажды год сокращать расходы на 2%. ФСТ внесла данное требование в проект постановления о долгосрочном государственном регулировании тарифов, которые устанавливаются на 5 лет со следующего года.
Предложенная методика регулирования тарифов ОАО «РЖД» построена на учете ежегодного сокращения расходов компании на 2%. Вместе с этим, «необоснованные расходы» вследствие «нерационального использования» ресурсов не берутся во внимание при индексации тарифа. Однако в ней учитываются вызванные ростом цен на потребляемую компанией продукцию дополнительные расходы.
Идея внесения ежегодного сокращения расходов компании на 2% в методику регулирования долгосрочных тарифов компании исходила и от Минэкономразвития, которое в ответе за разработку модели регулирования. Однако, в предложенной ведомством версии проекта не было слов о сокращении расходов компании.
На сегодняшний день расходы монополии только растут. В 2012 году их рост достиг 6,5% до размера 1,46 трлн. рублей. Вместе с этим, погрузка на сети компании в прошлом году выросла только на 2,4%, достигнув 1,27 млрд. тонн. Основную статью расходов компании составляют зарплата сотрудникам и социальные отчисления – 649,5 млрд. рублей. Выходит, 2% от суммы расходов компании в прошлом году составило 28 млрд. рублей.
Как полагают в Федеральной службе по тарифам, в основе регулирования тарифов лежат метод экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли, а также метод доходности на инвестиции компании. О том, какая норма доходности должна быть заложена в пятилетние тарифы, ведомство не сообщает. Более конкретным является предложенный Минэкономразвития проект доумента, предусматривающий 10%-ную доходность на вложенный ОАО «РЖД» капитал, а также ежегодное повышение тарифов компании на уровне инфляции. Так, а 2014 году рост тарифов составит 6%, в 2015 г. – 5,4%, в 2016 г. – 4,9%, в 2017 г. – 5,4%, и в 2018 г.- 5,3%. Тем самым, было выполнен требование президента Владимира Путина об ограничении роста тарифов компании уровнем инфляции.
В таком случае, объем инвестиций компании до 2018 года составит 2,25 трлн. рублей. Само же ОАО «РЖД» рассчитывало на объем инвестиций в 3,3 трлн. рублей до 2018 года.
Также из проекта документа Минэкономразвития следует, что в случае изменения грузооборота ОАО «РЖД» более чем на 5% или изменения налоговых выплат компании, разработанная правительством методика долгосрочных тарифов может и не применяться к монополии.
По словам сотрудников Минэкономразвития, подготовка окончательного варианта методики долгосрочного тарифного регулирования ОАО «РЖД» поручено министерству.