Россия
закрыть
АБВЕЗИКЛМНОПРСТУХЧЯДЛХ

Игорь Слюняев, Минрегион: «Я не считаю, что Олимпиадой в Сочи все закончится»

Игорь Слюняев, Минрегион: «Я не считаю, что Олимпиадой в Сочи все закончится»

В ближайшие годы России предстоит завершить несколько проектов, требующих огромных бюджетных трат: подготовка к Олимпиаде в Сочи, к чемпионату мира по футболу, развитие Дальнего Востока. Как сэкономить на сырье, загрузить работой отечественные мощности, обогнать Китай и удешевить аренду, в интервью рассказал министр регионального развития Игорь Слюняев.


Дорога и Сочи


— Сейчас Минрегион дорабатывает Стратегию развития промышленности строительных материалов. Ранее вы предлагали включить в нее идею о том, чтобы развивать их производство вблизи крупных строительных объектов?


— Мы планируем актуализировать стратегию до конца текущего года. Она должна стать одним из элементов готовящейся схемы расселения и размещения производительных сил, над которой Минрегион работает совместно с научными институтами. По нашим оценкам, примерно 7% ВВП у нас приходится на отрасли строительства и около 7% трудоспособного населения занято в сфере строительства. Это большой процент.

Когда-то, во времена Великой депрессии в США, символом растущей американской экономики был доллар, который катится по дороге. Причем дорога — это не только строительное сооружение, но и элемент строительной отрасли, элемент инфраструктуры. К такой же инфраструктуре относятся путепроводы, туннели, мостовые переходы, морские порты, аэропорты, жилье, здания, сооружения, заводы и фабрики и так далее. Очень важно понимать, что на строительство завязано примерно 50 смежных отраслей. И вот этот символ — рубль, который катится по дороге, — означает: если мы будем вкладываться в промышленность стройматериалов, активно развивать строительство, это даст колоссальный мультипликативный эффект для развития национальной экономики.


Благодаря развитию промышленности строительных материалов мы получаем объекты инженерной, транспортной инфраструктуры, промышленное, гражданское строительство.

Я приводил пример в одном из докладов, что общий объем производства цемента в нашей стране — 65 млн т в год. Много это или мало? По странному стечению обстоятельств, 1 млн т цемента сопоставим с 1 млн кв. м жилья. Потому что мы производим 65 млн т цемента и 65 млн кв. м жилья ввели по итогам 2012 года. КНР 20 лет назад начинала с того, что производила 180 млн т цемента ежегодно. Сегодня общий объем производства цемента в мире — 3,6 млрд т, из них 1,8 млрд т производит Китай.


— Но это, по сути, мультипликативный эффект…


— Да, это дороги, мосты, путепроводы, промышленное, гражданское строительство. И нам важно понять, опираясь на схему размещения производительных сил, где предстоит создавать инфраструктуру — те же дороги, мосты, жилье, промышленное производство и так далее, и привязывать к этой схеме схему размещения объектов промышленности стройматериалов.


— О каких именно материалах идет речь?


— Начинать надо с самых простых вещей — материалов массового применения. Их можно перечислить по пальцам. Это цемент, металл, инертные материалы или общераспространенные полезные ископаемые — песок, щебень, песчано-гравийная смесь, что используется в строительстве. Продукция деревообработки, включая столярные изделия, окна, двери, плинтусы, подоконники и так далее. Утеплители, которые используются как конструктивный элемент и на фасадных, кровельных системах, и на фундаментах. Гидроизоляция, которая является общеобязательным материалом для всей отрасли строительства. Это могут быть материалы для создания инженерных сетей внутридомовых и наружных коммуникаций: трубы, узлы, агрегаты, приборы учета и так далее.


Известны цифры: в рамках программы модернизации транспортной системы нам необходимо построить порядка 500 тыс. км дорог общего пользования. Качество наших дорог — это притча во языцех. И с учетом динамики по вводу дорог общего пользования я понимаю, что это перспектива даже не одного столетия — она уходит далеко за горизонт. Изменив стандарты в области дорожного строительства, перейдя на дороги в цементно-бетонном исполнении, создав условия для развития промышленности стройматериалов, в частности для цементного производства, мы могли бы намного быстрее и эффективнее решать проблему дорожного хозяйства.


Металлургия — очень интересный пример. В начале 2000?х КНР попыталась избавиться от импорта по металлопродукции. За пять лет они построили пять производств общим объемом 20 млн т металла и металлопродукции. Это был объем мирового рынка на тот момент. Понятно, что металл является также массовым строительным материалом, который используется в силу существующих технологий на объектах и промышленного, и гражданского, и транспортного строительства. Особый блок — отделочные материалы. Цена кругляка и цена мебели импортного производства — это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Поэтому переработка, начиная от ориентированно-стружечной плиты до ДСП, ДВП и др., — все это колоссальная перспектива рынка строительных материалов.


— Но не поздно ли применять такой подход в Сочи? Там ведь практически все завершено к Олимпиаде.


— Азовский и Черноморский регионы — одни из самых перспективных с точки зрения освоения минеральной сырьевой базы, туристической рекреационной зоны, сельского хозяйства, промышленности и так далее. Я не считаю, что Олимпиадой в Сочи все закончится. Азовско-Черноморский регион будет развиваться и дальше. И поэтому вопрос формирования промышленности стройматериалов должен касаться этого региона. И потом, там неплохая динамика численности населения, неплохие показатели по экономике. Это один из наиболее динамично развивающихся регионов России.


— На каких условиях будет выдаваться земля тем инвесторам, которые будут готовы вкладываться в развитие таких производственных мощностей?


— Земля — тема вечная. И мы рассматриваем разные вопросы поддержки инвесторов, в том числе по предоставлению земельных участков, обеспечению их необходимой коммунальной инфраструктурой. Регионы часто предоставляют налоговые преференции и льготы тем, кто идет по пути создания предприятий сферы материального производства. Я сам так поступал будучи губернатором. Льготный период — три—пять лет по земельному налогу и налогу на имущество. Льготы по региональной составляющей налога на прибыль. Преференций более чем достаточно. Земля предоставляется в соответствии с Земельным кодексом на основании аукциона.


— Не менее важный вопрос, который поднимал и президент Владимир Путин, — это развитие рынка аренды жилья. Как вы планируете делать это? Возможно ли снизить цену аренды? Сложно представить, что в Москве когда-нибудь можно будет снять жилье по человеческим ценам.


— Сегодня строительный рынок — это высокодоходный рынок. И для того чтобы заставить девелопера, застройщика идти по пути формирования арендного жилого фонда для коммерческого и некоммерческого найма, надо формировать соответствующие условия. Это льготное предоставление земельных участков, готовая инфраструктура, налоговые преференции, вычеты, которые в рамках НДФЛ и подоходного налога учитываются в расходах гражданина. Это меры стимулирующего характера: долгие 20-летние кредитные линии, которые позволяют привлекать средства для этих целей. То есть стандартный набор преференций, который позволяет делать рынок более привлекательным на этапе его становления. Потому что в рамках реализации проекта по созданию арендного жилья период окупаемости немножко другой, чем в обычных девелоперских операциях, где окупаемость от нулевого цикла до ввода в эксплуатацию максимум три года, если это не элитное жилье и премиум-класса — то, что уходит на ура. А по арендному жилью период окупаемости уходит, если не наращивать резко арендные платежи, на период 15—20 лет. Поэтому все условия, которые мы вырабатываем, должны быть более пролонгированными. То есть кредит на один-три года уже не пойдет, потому что период окупаемости — 20 лет, доходность совершенно другая. За счет налоговых преференций мы должны стимулировать инвесторов заходить на рынок арендного жилья. Тут немножко другой подход.


Вопрос о земле


— Недавно между вами и главой фонда РЖС Александром Браверманом разгорелся спор по поводу того, где брать землю под жилищное строительство. Г-н Браверман предлагал задействовать дополнительные каналы по поиску земли под жилищное строительство — муниципальные, субфедеральные и неразграниченные земли…


— Действительно, нужна многоканальность предоставления земельных участков под застройку, здесь мы солидарны. Чего не хватает сегодня рынку жилищного строительства? Земельных участков, обеспеченных инженерной инфраструктурой. Может быть, фонду РЖС имеет смысл сосредоточиться именно на этой задаче, делать больше таких участков и обеспечить их инженерной инфраструктурой. Это будет более серьезная мера по стимулированию жилищного строительства, чем создание рынка жилья конкретным институтом, проведение аукционов, направленных на понижение стоимости квадратного метра, создание промышленности стройматериалов и так далее.


— Это и была основная задача фонда РЖС. Получается, они с ней не справились?


— Начинали с земельных правоотношений. Позже поняли, что земля должна быть обеспечена инженерными сетями, коммуникациями. На этом, на мой взгляд, надо было остановиться. Но у Александра Бравермана планы другие. Он считает, что он может взять на себя весь цикл — от изысканий через проектирование, земельные участки и строительство до последующей эксплуатации на арендных условиях этого жилья. Такая точка зрения имеет право на существование. Поэтому это нормальный диалог.


При копировании материалов активная ссылка на сайт обязательна
11.07.2013
Источник: http://cmpro.ru/