По информации операторов жд транспорта, в мае среднесуточная погрузка строительных грузов были ниже прошлогодней на 5%, а погрузка щебня — на 15%.
В исследовании Информационного центра операторов (ИЦО) говорится о снижении среднесуточной погрузки с января по 15 мая на 7% по сравнению с уровнем 2023 года. В мае показатель составил 675 тыс. тн, что на 5% меньше мая прошлого года.
Основное снижение отмечено в отношении перевозок щебня, динамика которых в начале мая была хуже, чем в апреле. В ЦИО отметили, что это говорит о сокращении объемов строительства, в первую очередь по крупным инфраструктурным проектам.
В апреле среднесуточная погрузка щебня составила 228 тыс. тн, в мае — 221 тыс. тн, что на 13% и 15% меньше, чем за эти же месяцы 2023 года.
За эти месяцы также отмечено снижение импорта, в основном за счёт сокращения поставок щебня из Белоруссии: в апреле — на 15%, в мае — на 31%.
Данные по погрузке строительных грузов ОАО «РЖД», в которые не входят цемент и часть промышленных грузов, также идут со знаком минус. По их данным, за 4 месяца погрузка данных грузов снизилась на 14,6%.
Связывают они это с завершением в 2023 году реализации ряда крупных инфраструктурных проектов, в том числе активной стадии строительства участков трассы М-12.
Также некоторые сложности в организации перевозок строительных грузов были вызваны экстремальными погодными условиями первого квартала.
Эксперты Sherpa Group также отмечают замедление темпов роста в строительной отрасли в первом квартале и связывают это с завершением крупных проектов и меньшей активностью региональных и муниципальных властей в ожидании новых планов и целей от федерального центра.
Помимо этого, свое влияние оказала и инвестиционная пауза из-за высокой ключевой ставки, что в первую очередь затронуло инфраструктурных и промышленных инвесторов.
По словам главы «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова, наиболее важным фактором, ограничившим запуск и начало финансирования новых проектов, являются перестановки в правительстве.
Он отмечает, что в многоквартирном жилищном строительстве ожидается сложная ситуация, связанная с окончанием льготной ипотеки, но большая часть жд поставок стройматериалов приходится на инфраструктурные проекты.
К ним относится запланированное строительство ВСМ Москва—Санкт-Петербург, третий этап расширения БАМа и Транссиба и т. д.
Однако в Sherpa Group не ожидают изменения тренда в ближайшие кварталы, отмечая, что активность в отрасли будет зависеть и от смягчения денежно-кредитной политики.