Автоматизация логистических процессов — неотъемлемая часть современного бизнеса. Даже «тяжелые» производства сегодня вынуждены цифровизироваться, чтобы соответствовать требованиям рынка и не отставать от конкурентов. Ведь при росте компании неизбежно настает момент, когда вы либо начинаете автоматизировать процессы планирования и контроля логистики, либо оказываетесь в ситуации хаоса с постоянными простоями и лишними издержками. Генеральный директор Прионежской горной компании (Карьер Чевжавара) Семен Сычев и коммерческий директор Trucker Анатолий Зверев рассказывают, как цифровые очереди помогли оптимизировать процессы погрузки на крупном производстве щебня, что привело к большему удовлетворению клиентов и росту выручки.
Прионежская горная компания (ПГК) — производитель щебня из габбро-диабаза. Компания добывает строительный камень и производит инертные строительные материалы в республике Карелия с 2008 года. Производство ПГК выстраивала с нуля, в то время как многие конкуренты перезапускали постсоветские производства. Бизнес изначально был ориентирован на современные стандарты, старался регулярно внедрять инновации.
У ПГК широкий спектр клиентов: это дорожные компании, нуждающиеся в щебне из габбро-диабаза для строительства высоконагруженных магистральных асфальтобетонных дорог, производители минеральной ваты для утепления, отделки и шумоизоляции строящихся объектов, производители товарного бетона и изделий из бетона и железобетона, строительные организации и организации, занимающиеся благоустройством территорий. Чтобы обслужить потребности всех этих бизнесов, ПГК к 2022 году запустило три дробильно-сортировочных завода, которые в совокупности могут произвести 5 миллионов тонн щебня, бутового камня, щебеночно-песчаных смесей и песка отсева. Во время пикового спроса компания отгружала до 260 грузовых машин и 110 вагонов в сутки, но делала это с трудом из-за физических ограничений отгрузки в автотранспорт.
К решению этой проблемы подошли с разных сторон. Оптимизировали зону подъезда-выезда к отгрузке, организовав там реверсное движение. Добавили вторые весы, чтобы ускорить процесс. В конечном итоге главным барьером к тому, чтобы дальше налаживать ситуацию, стала скорость обработки и передачи документов — с каждым водителем нужно было делать это вручную. При этом одни опаздывали, другие из-за них ждали по многу часов, третьи вовсе при виде очереди уезжали к конкурентам. Получался хаос, знакомый многим из тех, кто работает с грузоперевозками: простои, недовольные водители, перегруженные сотрудники компании. Все это тормозило дальнейший рост оборотов ПГК, поэтому руководство приняло решение автоматизировать проблемные процессы.
Как внедряли цифровые очереди
В июне 2022 года Прионежская горная компания познакомилась с технологией цифровых очередей (time slot management, TSM). Они позволяют автоматизировать процесс управления очередями при погрузке/выгрузке. Не нужно контролировать поток машин вручную — система спрогнозирует его и выдаст свободные слоты, которые смогут занять желающие водители. Более того, TSM позволяет ускорить обработку документов: когда все приезжают вовремя, а сотрудники имеют возможность подготовить нужные бланки точно к слоту, процесс идет быстрее. Таким образом, технология решала все основные проблемы бизнеса в области оптимизации автомобильных отгрузок.
В ноябре 2022 в Прионежской горной компании начались работы по внедрению цифровых очередей. План был такой: отладить новую систему за зиму, чтобы к марту — началу «горячего» сезона — все уже стабильно функционировало. Запустить TSM удалось за два месяца — помогло наличие готового решения. Вдобавок к нему внедрили систему электронного документооборота. Больше всего времени занял перевод клиентов на новые условия сотрудничества: их нужно было обучить, объяснить преимущества цифровизации.
«Были опасения, что клиенты воспримут это не очень хорошо. Допустим, они захотят выбрать какие-то слоты, а те будут уже заняты, из-за чего появится негатив. В крайнем случае, клиент даже может захотеть сменить поставщика. Но наши страхи оказались не оправданными», — говорит Семен Сычев.
Получилось все ровно наоборот — увеличилась скорость погрузки, водители и менеджеры-логисты стали более удовлетворены процессом, что привело к положительной обратной связи от клиентов. Раньше водители руководствовались собственными желаниями и оценками в уме: приехать пораньше или после обеда? Из-за этого и железнодорожных переездов возникали очереди из машин длиной от 500 м до 1 км. Теперь же водитель уже при планировании видит, в какое время ему нужно приехать, подстраивается под график, и процесс загрузки проходит практически без остановки. Благодаря этому растет скорость обработки машин, что хорошо и для клиентов, и для ПГК. Позитивный эффект цифровых очередей наглядный — его можно оценить как минимум по тому, что больше не перекрываются проезды у заводов.
Результаты проекта
Весь процесс — с запуском системы, переводом на нее клиентов, масштабированием, отладкой и выходом на нынешние показатели — занял 4-5 месяцев. Задачи сделать быстро и не было — хотелось качественно выстроить процесс формирования и работы электронной очереди.
Для разработки задействовали минимальное количество сотрудников: одного айтишника, а также менеджеров отдела продаж — то есть тех, кто непосредственно работает с программой. Решение готовое и легко внедряется, поэтому не было необходимости привлекать дополнительные человеческие ресурсы. Все, кто пользуется ПО, прошли обучение, оперативно получали ответы на вопросы от вендора.
До появления TSM-системы на производстве в среднем отгружали 100-120 машин в сутки. Все это с очередями и длительными ожиданиями. Сейчас стабильно приходит на погрузку 260-270 грузовиков в день, очередей нет, при повышении спроса можно увеличить поток до 500 машин.
В первую очередь, такого эффекта добились за счет цифровых очередей, но также помогла автоматизация: заявка, пропуск на машину, документы — все это заполняется в электронном виде, водителю можно даже не выходить из кабины. Если все-таки нужны бумажные документы, он может получить их на выезде.
Каждый этап процесса отгрузки был сокращен, и скорость погрузки увеличилась более чем в три раза: раньше это было в среднем 45 минут, сейчас — 15 минут или быстрее.
Водители поначалу не верили, что система действительно верно рассчитает слоты. Но они раз за разом убеждались на своем опыте: открыл приложение, посмотрел, занял «окошко», приехал — действительно, свободно, никаких очередей.
«Мы видим, что все больше традиционных предприятий перестают бояться цифровых решений и упрощают работу с их помощью. Для Прионежской горной компании мы упорядочили процесс погрузки — для этого внедрили систему цифровых очередей — и сделали электронный документооборот, чтобы коллеги эффективно поставляли щебень клиентам в режиме 24/7 365 дней в году, без простоев и с максимальной скоростью. В конечном итоге от такого сотрудничества выиграют соотечественники, которые будут ездить по дорогам с бoльшим комфортом и безопасностью и жить в теплых домах», — говорит Анатолий Зверев.
Годовой оборот ПГК по выручке после всех изменений увеличился на 70%, а прибыль — в 1,5 раза. Правда, Прионежская горная компания не ведет раздельный учет по авто- и железнодорожным отгрузкам, поэтому точно выделить эффект именно цифровых очередей нельзя. Тем не менее, они точно внесли значимый вклад в рост: компания стала огружать товара больше и делать это быстрее, что не могло не сказаться на экономических показателях.
Планы на будущее
После внедрения цифровой очереди единственное, с чем еще предстоит поработать в области автопогрузок — это скорость интернета на предприятии и его покрытие. Водители уже не хотят ждать больше 5-10 секунд. Поэтому сейчас в ПГК меняют камеры на сканеры, которые быстрее обрабатывают изображения, чтобы ускорить процесс въезда/выезда машин.