Так грузовладельцы пытаются избежать давления со стороны жд монополиста.
Доля жд поставок щебня на российский рынок в общем объеме потребления составляет порядка 40%.
В период с 1 января по 20 июня 2023 года отгрузка щебня жд транспортом составила 41,6 млн. куб. м, что почти на 12% превысило показатель за аналогичный период 2022 года.
Положительная динамика жд отгрузки отмечается в 6 округах РФ. Больше всего рост наблюдается на Дальнем Востоке - почти 86%.
По данным ИПЕМ, на рост погрузки производители вагонов отреагировали увеличением производства грузовых вагонов в 2 раза. Так, за первые 5 месяцев этого года рост составил 5,2% к тому же периоду 2022 года.
В структуре регистрации новых грузовых вагонов в этот период большую долю занимают полувагоны - около 30%.
Согласно прогнозу ИПЕМ, общий объем выпуска грузовых вагонов в этом году превысит 2022 год и составит порядка 54 тыс. единиц. Однако участники рынка испытывают нехватку подвижного состава для перевозки щебня.
Рассматривая географию перевозки щебня по воде, можно отметить, что щебень из Карелии отгружается с порта на юге Онежского озера в направлении Санкт-Петербурга, Твери, Москвы, Ярославля, Нижнего Новгорода, Республики Чувашии и Татарстана.
Владимирская область получает щебень по Волге. Однако по информации руководителя отдела исследований грузовых перевозок ИПЕМ Александра Слободяника, в текущем сезоне отмечается рост стоимости фрахта судов. Связывает он это с изменением географии деятельности пароходства и выходом на линию новых игроков.
По словам директора по логистике и развитию продаж группы «Базальт» Андрея Ходеева, стоимость фрахта судна всегда была ниже жд перевозки, но с учетом дополнительных этапов, связанных с перевалкой и перевозкой материала до площадки заказчика, итоговая стоимость речной перевозки сравнивается с железнодорожной.
В настоящее время затраты на речную перевозку возросли чрезмерно, в частности, из-за того, что часть пути грузы везут по автодорогам. При этом вариант отдавать груз жд сети также невозможен, так как «простои под выгрузкой только на Горьковской дороге мотивируют искать других перевозчиков».
Андрей Ходеев заключил, что РЖД не получает дополнительную перевозку. Строительные грузы максимально стремятся перейти на водный транспорт, если заказчик находится в зоне досягаемости водных путей.