Эта информация представлена в официальном ответе Минэкономразвития совместно с Минтрансом, Минфином и ФТС России на запрос главы комитета Совета Федерации по экономической политике Андрея Кутепова.
Данный запрос затрагивал вопросы, возникающие у операторов жд транспорта в связи с экономическими санкциями иностранных государств, а также предложения по их решению и снижению возникающих рисков.
В документе говорится о том, что в связи с изменениями направлений грузопотоков, которые вызваны санкциями, быстро меняющаяся конъюнктура рынков приводит к скоплению невостребованного парка вагонов. Так, сейчас на сети ОАО «РЖД» образовалось свыше 150 тыс. порожних вагонов, простаивающих без грузовых операций. Это отрицательным образом сказывается на эксплуатационной обстановке и затрудняет продвижение груженых вагонов.
С точки зрения Минтранса, для обеспечения максимальной стабильности грузовых перевозок операторам подвижного состава следует выполнить оценку вагонного парка, который будет фактически привлечен к перевозкам грузов, а также определить число вагонов для отстоя на основании выполненного анализа.
В письме отмечается, что на сети железных дорог примыкает свыше 440 промышленных предприятий и предприятий промышленного жд транспорта, имеющих пути для отстоя вагонов вместимостью свыше 63 тыс. вагонов.
Затрагивая вопрос безвозмездного предоставления ОАО «РЖД» путей общего пользования для отстоя невостребованных вагонов, в Минтрансе отметили, что в случае введения моратория на взимание данной платы потери ОАО «РЖД» составят порядка 1 млрд. рублей ежегодно.
Помимо этого, документ содержит информацию о проработке вопроса об увеличении китайскими компаниями тоннажа под перевозки российских грузов с целью нормализации ситуации на рынке морского линейного судоходства. Также изучается возможность создания новых портов – хабов на территориях дружественных государств и организации фидерных линий на порты Санкт-Петербург и Новороссийск.