К июлю 2013 года ОАО «РЖД» планирует возвратить Федеральной грузовой компании (ФГК) все арендованные у нее полувагоны.
В настоящий момент в аренде перевозчика находится 50 тыс. полувагонов дочерней компании. В прошлом году это число составляло 107 тыс. По информации операторов подвижного состава, после передачи полувагонов парк ФГК снова будет арендован ОАО «РЖД» уже по агентской схеме. Данный принцип работы находился на вооружении у железнодорожной компании в 2011 году со своей крупнейшей на то время структурой – Первой грузовой компанией (ПГК).
Агентская схема представляет собой услугу по управлению парками вагонов, которую оказывал Центр транспортного обслуживания ОАО «РЖД» по грузовым перевозкам (ЦФТО). По задумке организаторов центр должен был заниматься сбором заявок грузоотправителей и после этого направлять их операторам со свободным составом.
Однако фактически он самостоятельно заключал договоры с грузовладельцами.
Единственным его клиентом была ПГК, передавшая ЦФТО более 120 тыс. вагонов и контракты с грузоотправителями. ЦФТО выступал в роли агента перевозчика и управлял его парком, а обслуживание и содержание вагонов проводила ПГК.