Россия
закрыть
АБВЕЗИКЛМНОПРСТУХЧЯДЛХ

Технологии использования щебня в строительстве дорог

Технологии использования щебня в строительстве дорог
Щебень является одним из самых универсальных нерудных материалов. Одна из областей, где без него не обойтись, – это строительство дорог разнообразного назначения: грунтовых, асфальтированных, железнодорожных путей, взлётно-посадочных полос.

К качеству щебня в этой сфере предъявляются повышенные требования. Ведь хорошее дорожное покрытие, которое выдержит интенсивные нагрузки от любого транспорта и всевозможные атмосферные воздействия, – это залог безопасности движения и удобства пассажиров.

Способы использования щебня в дорожном строительстве
Дороги строятся со множеством особенностей, которые рассчитываются согласно нормативным требованиям. 
В общем случае пирог для асфальтированной дороги формируется из следующих слоев (количество и порядок могут варьироваться):
- грунт;
- песчаный слой;
- щебень – в один или несколько слоёв, которые укладывают в порядке уменьшения фракции, выравнивают и трамбуют, – они выполняют функции дренажа, стабилизации, укрепления полотна;
- железобетонное основание (для дорог с активным движением): щебень здесь применяется при изготовлении бетонного раствора;
- асфальтовое покрытие, одним из компонентов которого является щебень небольших фракций.

При устройстве грунтовых дорог щебень тоже используется в качестве промежуточного слоя, а также «финишного» покрытия (укладка каждого слоя сопровождается выравниванием и трамбовкой). 

А в железнодорожном строительстве щебень является незаменимым материалом для балластного слоя под путями.
Кроме того, из щебня формируют насыпи, откосы и обочины для различных дорог.

Виды и характеристики щебня, используемого в дорожном строительстве

1. Состав
Данный материал изготавливается путем дробления различных пород. Для строительства дорог используют щебень из гранита, гравия, известняка и других прочных пород. Существует ещё доменный щебень, который производится из шлака, а также вторичный, получающийся в результате измельчения асфальта, кирпича, бетона и т.п. 

2. Фракция
Это размер зерен в составе щебня, от которого зависит сфера его применения. В дорожном строительстве мелкие фракции – до 20мм – используются для изготовления бетона и асфальта, а более крупные – для устройства слоев пирога дорожного покрытия, насыпей и обочин.

3. Эксплуатационные характеристики
Они зависят как от сырья, из которого получают щебень, так и от качества его дробления и просеивания.

Основные свойства, которые имеют значение при выборе материала для дорожного сектора:

Прочность
Одна из важнейших характеристик для создания безопасных дорог с долгим сроком службы. Она обозначается маркой: 
М1200-М1400 – повышенная, свойственна гранитному щебню и другим, произведенным из твердых пород. Именно такой щебень наиболее часто используется для строительства дорог с большими нагрузками. 
М800-М1200 – хорошая прочность, которой достаточно для автодорог с умеренным трафиком. К этой категории относится, в частности, гравийный щебень.
М600-М800 – средняя прочность, актуальная при устройстве грунтовых и временных дорог. Такой прочностью обладает материал из известняка.

Истираемость 
Это устойчивость материала к динамическим нагрузкам, чрезвычайно важная в строительстве дорог, особенно верхних слоёв трасс с интенсивным движением, балластных слоёв и т.п. Поэтому для этих целей используется щебень класса И1, а для укладки нижних слоёв, отсыпки обочин, устройства грунтовых дорог – классов И2, И3.

Морозостойкость 
Учитывая климат России, она имеет принципиальное значение, иначе дорога с каждым сезоном будет всё сильнее деформироваться. 
Лучше всего это свойство проявляется у щебня из гранита: его показатель морозостойкости составляет F300-F400 (количество циклов замораживания и оттаивания, которое выдерживает материал без потери свойств и массы).

Лещадность 
Это показатель равномерности состава щебня, выраженный в проценте зерен с дефектами. Для строительства дорог используется, как правило, щебень I-й (до 10% отклонений) и II-й (10-15%) групп.

При большем проценте вкраплений неправильной формы из щебня сложно будет сделать плотный раствор или ровную устойчивую подушку, и дорога со временем начнёт «проваливаться».

Рекомендации по выбору щебня для строительства дорог
Зная перечисленные выше характеристики щебня, можно сориентироваться, какая его разновидность лучше всего подойдёт для тех или иных целей. А общие принципы выбора следующие:

Грунтовые дороги
Устройство нижнего слоя – щебень фракции 40-70 и больше из гранита, но подойдёт и менее прочный, например, гравийный или известняковый, для экономии также можно использовать вторичный щебень;
Устройство верхнего слоя – щебень фракций 20-40, 40-70 из гранита, гравийный тоже можно использовать, если требования к сдвигоустойчивости дороги невысокие.

Асфальтированные дороги (чем интенсивнее трафик и больше грузоподъемность транспорта, тем тщательнее нужно выбирать материал)
Устройство нижнего слоя – щебень фракции 40-70 и больше из гранита (гравийный, известняковый – для дорог с умеренным трафиком);
Устройство промежуточного слоя – щебень фракций 20-40, 40-70 из гранита;
Устройство верхнего слоящебень фракций 5-20, 20-40 из гранита;
Раствор для железобетонных оснований – щебень фракций до 5, 5-10 из гранита;
Крупнозернистый асфальт – щебень фракций 5-20, 20-40 из гранита (гравийный – для дорог с умеренным трафиком);
Мелкозернистый асфальт – щебень фракций 5-10, 5-20 из гранита (гравийный – по тому же принципу);
Насыпи, обочины – щебень фракций 20-40, 40-70 различного происхождения.

Железные дороги
Балластный слой – гранитный щебень, чаще всего специальной фракции 25-60.

Самый качественный и надежный щебень – гранитный, поэтому он наиболее востребован в дорожном строительстве. Однако, он и дороже других видов, поэтому на дорогах с невысокой интенсивностью движения преимущественно для легковых автомобилей можно использовать более экономные варианты: гравийный, известняковый и пр.

Перевалка «ТСК» – это крупнейшая база сыпучих нерудных материалов в Москве, на которой всегда имеется в наличии широкий ассортимент различных видов щебня в любом объеме и в разной фасовке. Тщательный весовой контроль гарантирует точность отгружаемого количества материала.

Перевалка работает круглосуточно, а продукцию можно забрать самостоятельно или заказать оперативную доставку по Москве и Московской области, которая осуществляется с помощью собственного автопарка. 


При копировании материалов активная ссылка на сайт обязательна
15.12.2021