Некоторые сектора экономики скоро столкнутся с нехваткой полувагонов для вывоза продукции. В частности, проблемы с поставками начнут испытывать производители стройматериалов.
В данный момент нехватка материалов у строительных организаций пока не отмечается в полной мере. Однако они уже готовятся вести работу в новых условиях и многие переходят на автотранспорт. По словам руководителя департамента закупок ГК «ОДСК» Дмитрия Игнатова, перебои с поставками щебня уже были зафиксированы.
Председатель комиссии по проектному финансированию общественного совета при минстрое Рифат Гарипов заявил, что надвигающийся дефицит полувагонов больше всего негативно отразится на деятельности грузоотправителей, работающих на внутренний рынок. Это вынудит их повысить отпускные цены на строительные материалы.
На рынке действительно действует дефицит полувагонов. По разным оценкам, с апреля уровень ставок на предоставление подвижного состава вырос на 40%, отмечает президент ГК «Основа» Александр Ручьёв.
По мнению Рифата Гарипова, связано этом с тем, что с 2016 года, когда в России ввели запрет на продление срока службы старых вагонов, РЖД регулярно отмечает сезонный дефицит полувагонов. Рост цен на металл вызвал рост стоимости новых вагонов и ремонта старых. Обновление парка требует дополнительных средств.
Помимо этого, в условиях пандемии произошло резкое снижение спроса на подвижной состав. Из-за этого часть вагонов пришлось законсервировать. Когда спрос резко вырос, быстро вернуть вагоны на дорогу не получилось.
В Союзе операторов железнодорожного транспорта подтверждают, что сейчас погрузка выходит на пиковые допандемийные показатели и потребность в вагонах возрастает. По мнению экспертов, решение проблемы дефицита вагонов можно получить за счет долгосрочных контрактов, которые позволят гибко реагировать на меняющуюся конъюнктуру.
Александр Ручьёв видит стабилизацию ситуации в конце осени, в условиях снижения спроса на перевозку и восстановления операторами подвижного состава.