Ситуация с тарификацией перевозок в вагонах парка перевозчика становится более определенной. На сайте Федеральной службы по тарифам размещен релиз, в котором указывается, какие изменения внесены в методику расчета ставок предоставления ВСП. По мнению независимого эксперта, д. э. н. Леонида Мазо, это во многом компромиссная модель и в значительной мере ситуацию должна определять динамика на товарных рынках.
– Леонид Аронович, насколько радикально меняется методика ценообразования на вагоны парка ВСП после внесенных изменений?
– Методика относится только к тарификации перевозок грузов в привлеченных полувагонах собственности ОАО «Федеральная грузовая компания», поэтому, на мой взгляд, возникают неоправданные различия с оплатой транспортировки в вагонах, арендованных перевозчиком у других владельцев, и в подвижном составе железнодорожных администраций других стран. В целом же, как и прежде, определение базовых ставок предполагается исключительно на затратной основе, но с еще большей регламентацией. Теперь отдельно учитываются проценты по кредитам. На мой взгляд, если они действительно не входят в общехозяйственные расходы, то их можно было включить без начисления рентабельности. Кроме того, согласно информации ФСТ предусматривается корректировать ремонтные расходы на индекс потребительских цен.
Полагаю, если уж так подробно дробить расходы, то правильнее применять агрегированный индекс с учетом значительной части затрат, связанных с изменением цен производителей промышленной продукции. Этот фактор, кстати, упоминается в соответствующем релизе ФСТ. В целом изменения не носят принципиального характера.
– Как Вы оцениваете эффективность применяемого подхода?
– В условиях прошлого года методика оказалась работоспособной. Объявленные по ней ставки, хотя перевозчик ни разу не воспользовался предоставленным диапазоном дерегулирования, способствовали снижению рыночных цен. Но это происходило в большей мере из-за растущего превышения предложения погрузочных ресурсов над платежеспособным спросом. В текущем году роль ВСП в давлении на стоимость транспортных услуг, вероятно, уменьшится с учетом его меньшей доли на рынке.
Однако этому может препятствовать сужение предложения путем административного запрета на продление срока использования полувагонов.
– Изменится ли, по Вашему мнению, ситуация в этом году?
– Если рынок перевозок значительно оживится после зимней спячки, то возможно демпингование ставок ВСП на заниженном стартовом уровне для условий общего парка (по решению РЖД – с 28.01.2013 г.) и при введении обновленной методики это может спровоцировать перекос спроса. Поэтому эффективность применения методики будет сильно зависеть от освоения перевозчиком рыночных инструментов в рамках заданного регулятором диапазона.
– Насколько изменение ставок на предоставление вагонов ВСП согласно формуле будет коррелироваться с рыночными реалиями?
– В саму формулу введены только затратообразующие параметры, часть из которых фиксирована. Привязка к рыночным условиям справедливо возложена на перевозчика.
Однако диапазон дерегулирования, особенно верхний предел, может оказаться недостаточным при резком изменении рыночной конъюнктуры.
Важным моментом представляется стыковка пониженного уровня платы по действующей сейчас тарифной схеме В4 с вновь вводимыми ставками по измененной методике в марте 2013 года.
– Каким Вам видится оптимальное решение по тарификации парка ВСП?
– Любое решение, по моему мнению, должно строиться на единообразии экономических отношений с грузовладельцами, в том числе по нахождению на подъездных путях вагонов как в управлении перевозчика, так и операторов. Представляется целесообразным переход к определению перевозчиком ставок вагонной составляющей с учетом операторских котировок, складывающихся на рынке предоставления вагонов, но на условиях публичного договора. На тех же условиях можно было бы передать право ОАО «РЖД» дифференцировать плату за пользование вагонами на подъездных путях и связанные с ней сборы в границах верхнего предела (в зависимости от потребности в погрузке), а также с учетом более высокой скорости маршрутных отправок разрешить РЖД применять пониженные ставки за использование вагонов в их управлении.