Россия
закрыть
АБВЕЗИКЛМНОПРСТУХЧЯДЛХ

Затраты на перевозку щебня значительно сократятся в 2020-2024 годах: прогноз ИПЕМ

Затраты на перевозку щебня значительно сократятся в 2020-2024 годах: прогноз ИПЕМ
По оценкам Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), затраты грузоотправителей щебня на услуги железнодорожного транспорта сократятся в ближайшие четыре года в условиях профицита парка полувагонов. В этот период доля услуг операторов подвижного состава сократится до одной третьей от конечной стоимости перевозки.

Соответствующий прогноз озвучил заместитель генерального директора ИПЕМ Владимир Савчук на конференции «Российский рынок нерудных строительных материалов», организованной Ассоциацией «Карьеры Евразии» 5 марта в Москве. В мероприятии приняли участие представители крупнейших грузоотправителей и потребителей щебня, ОАО «РЖД», бизнес-объединений и экспертного сообщества.

В 2019-2020 годах погрузка щебня растет вопреки тренду на снижение общей погрузки: +1,8% за прошедший год, +3,5% – в январе текущего. Предыдущие два года погрузка щебня в годовом выражении падала (-3% в 2018 году, -1% – в 2017-м). 

По оценкам ИПЕМ, изменения транспортных затрат грузоотправителей щебня, как и при перевозке угля, в большей степени зависят от ставок операторов. В 2020-2024 годах при равномерной индексации тарифов ОАО «РЖД» вклад стоимости услуг сторонних операторов вагонов в первые три года сократится, после чего их доля в логистических затратах стабилизируется на уровне 33%.

«В 2020 году начался период профицита вагонного парка, а значит, рынок железнодорожных перевозок вместо «рынка продавца» становится «рынком покупателя». Изменившаяся структура затрат владельцев вагонов, большая доля вагонов в лизинге, рост стоимости ремонтов и запасных частей, увеличение оборота вагона – все это не даст повторить падение ставок до уровня 2013-2015 годов, но и «пиковые» значения последних 2-3 лет в среднесрочной перспективе недостижимы», – отметил Владимир Савчук.

Также в условиях падения погрузки и профицита парка ИПЕМ прогнозирует заметное сокращение выпуска вагонов – в 2020-2021 годах производство снизится на 40%, причем доля полувагонов в этом объеме сократится на 8-12 процентных пункта, а их стоимость – на 10-15%. Как уже озвучивал ИПЕМ ранее, восстановление спроса на подвижной состав ожидается в 2025 году.
При копировании материалов активная ссылка на сайт обязательна
16.03.2020