По сообщению ОАО «РЖД», на сети железных дорог скопилось свыше 700 организованных поездов, состоящих из 42 тыс. порожних вагонов, в частности, 29 тыс. полувагонов (420 поездов), 10 тыс. цистерн (140 поездов), свыше 700 аппатитовозов и минераловозов, 696 крытых вагонов, 445 зерновозов, 650 цементовозов.
По состоянию на 7 ноября текущего года 79 тыс. исправных порожних приватных вагонов уже свыше 10 дней не участвуют ни в одной грузовой или технологической операции, фактически, выведены из перевозочного процесса операторами и собственниками.
Согласно расчетам экспертов, уже в первые 10 дней января 2013 года количество невостребованных объектов будет составлять свыше 30 тыс. цистерн и 90 тыс. полувагонов, в общем, превышая 150 тыс. Вследствие этого владельцы подвижного получили рекомендации заключить договоры на размещение вагонов на специально организованных станциях общим размером 1293 станции с 2182 путями, общая вместимость которых составляет 135 тыс. условных вагонов.
Сейчас 1,7 тыс. отечественных компаний владеет 1,142 млн. вагонов. Каждый месяц собственники приобретают более 7 тыс. новых вагонов, в то время как списывается не более 200 вагонов, срок службы которых уже истек. Однако норма списания, позволяющая обеспечить перевозку грузов, должна быть в размере 900 тыс. вагонов.
Вопрос избыточности вагонного парка становится особо актуальным накануне сезонного сокращения перевозок в январе-феврале. Даже в случае наличия небольшого количества вагонов сеть железных дорог за несколько первых дней января превратится в огромную стоянку для невостребованных приватных вагонов. Возможно, собственники и операторы стараются разместить свой подвижной состав по возможности ближе к местам потенциальной погрузки, преимущественно, в Кузбасс. Вследствие этого несколько тысяч порожних вагонов, парализовавшие работу Западно-Сибирской железной дороги, образуют колонны в виде брошенных поездов на территории всей сети.
ОАО «РЖД» направило соответствующие предложения, касающиеся изменений нормативно-правовой базы, в федеральные органы власти.