Предприятия Свердловской области заявили об острой нехватки вагонов для отправки грузов. Возникшая весной проблема к осени значительно усугубилась: октябрьские заявки перевозчики могут удовлетворить только наполовину.
Причиной дефицита послужило неэффективное использование вагонов грузоотправителями, а также сложившаяся система перевозок, которая приводит к длительным простоям пустых вагонов на подъездных путях.
При этом «рыночные перекосы» грозят стране в целом. Согласно оценке транспортных аналитиков, в 2016 году вагонный парк сократится на 150 тыс. единиц. Еще порядка 100 тыс. вагонов находится в нерабочем состоянии.
Между тем объемы перевозок показывают не только сохранение, но и небольшое превышение уровня 2015 года. За восемь месяцев этого года погрузка на СвЖД увеличилась на 1,7%. С апреля положительная динамика отмечается у всех грузоотправителей, что демонстрирует небольшое оживление в экономике.
За этот период в Свердловской области произошло увеличение количества грузов на 1,3 млн. тн, в частности и стройматериалов. Так, «Ураласбест» отправил на 88% больше щебня, а «Первоуральское рудоуправление» - на 70%.
По мнению коммерческого директора Екатеринбургского филиала АО «Первая грузовая компания» Андрея Гречишникова, сложившаяся на дороге система не работает из-за того, что ее плохо продумали. Клиенты СвЖД не ценят вагоны, делая из них склады на колесах. На введение штрафов за простой пошла лишь ФГК, но и она не в силах изменить ситуацию, так как грузополучатель не связан с перевозчиком.
Помимо этого, РЖД своей реформой привели к тому, что СвЖД в целях экономии сократила приемосдатчиков вагонов, которые теперь после выгрузки приходят либо с остатками груза, либо с повреждениями.
Дефицит вагонов может быть выгоден оператором, позволяя повышать цены. Раньше это была сезонная тенденция. Однако в 2017 году председатель совета НО «Уральская логистическая ассоциация» Петр Эсаулов прогнозирует дефицит и зимой.