Россия
закрыть
АБВЕЗИКЛМНОПРСТУХЧЯДЛХ

Дорогая проблема российских дорог

Дорогая проблема российских дорог
С 1 января текущего года в российских регионах планируется возродить дорожные фонды. В 2011 году председатель правительства РФ Владимир Путин, отчитываясь перед депутатами Государственной Думы о работе Правительства РФ, выделил такие приоритетные направления расходования данных средств, как сельские дороги, благоустройство средних и малых сел и городов, а также ремонт поселковых и внутригородских дорог. В связи с этим за два предстоящих года планируется выделить порядка 130 млрд. рублей, что превышает нормы финансирования более чем в 2 раза. Значит ли это, что число довольных российскими дорогами автомобилистов станет вдвое больше? 

Бесспорно, московские дороги являются самыми лучшими в сравнении с другими регионами России. Но даже в этом городе каждый год после сошедшего зимнего снега перед автомобилистами предстает знакомая картина в виде ям, выбоин и трещин на дороге. Несмотря на то, что денежных средств в Москве финансируется значительно больше, чем в каком-либо другом российском городе, срок службы ремонтированных дорог, как и везде, составляет 3-4 года, после чего проводится очередная реконструкция дорожного покрытия. В связи с тем, что дороги зарубежных стран ремонтируются один раз в 15-20 лет, можно утверждать, что вопрос качества ремонта и строительства дорог в России до настоящего времени остается нерешенным даже в Москве.

Относительно регионов можно сказать, что более 50% дорожных покрытий не соответствует нормативным требованиям в половине из них. Новостные ленты время от времени пестрят сообщениями об автомобилях, провалившихся под асфальт. Довольно часто приходится слышать об авариях, причиной которых стали открытые канализационные люки, ямы, маневры при объезде дорожных дефектов. По статистике доля ДТП, случающихся по причине плохого состояния дорожных покрытий, ежегодно в России составляет 18-20% от общего количества.

Наибольшего внимания заслуживает состояние муниципальных дорог, по которым ежедневно ездят несколько десятков миллионов россиян. Федеральным законодательством предусматривается образование, как регионального дорожного фонда, так и муниципального. Однако не установлены источники его формирования и точные нормативы относительно муниципальных дорог, то есть местные органы власти самостоятельно определяют наряду с объемом работ объем нужных средств. При этом муниципалитетам не под силу обеспечить своевременным ремонтом и содержанием нуждающиеся дороги.

Единственный выход состоит в поступлениях из региональных дорожных фондов. С их созданием с текущего года во всех субъектах возможен рост финансирования дорожной отрасли. Но поскольку такое кардинальное увеличение доходов региональных бюджетов невозможно, для его обеспечения придется проводить сокращение других статей расходов, что является неприемлемым. Итак, постановка задачи заключается в получении муниципалитетами дополнительных средств для развития дорожной сети и обеспечении построенных и отремонтированных дорог гораздо длительным сроком службы.

В настоящее время плохое качество дорог России дорого стоит налогоплательщикам.  Данные Счетной палаты свидетельствуют о высокой стоимости строительства российских дорог, что в 2,6 раза выше европейских, в 3 раза выше американских и в 7 раз выше стоимости строительства китайских дорог. Непрозрачность процедуры финансирования дорожной отрасли является причиной раздувания смет путем включения в них необоснованных расходов. Наряду с этим нечестные компании умудряются еще и получить прибыль от снижения качества дорожных работ.

Какие же меры могут способствовать выполнению дорожниками качественных строительных работ и экономии на «откатах», а не на самом рабочем процессе и материалах?

Во-первых-это меры по повышению ответственности за выполненные работы. Организация наряду со строительством дорог должна отвечать за их состояние и в финансовом плане. Только тогда дорожникам будет выгоден переход на методы строительства долговечного покрытия и уход от экономии на их качестве. Данное положение несет в себе программу закона о контракте жизненного цикла в строительстве дорог. В 2012 году в Государственной Думе РФ состоялось его первое чтение.

По условиям этого контракта подрядчик сам берет на себя финансирование всех работ, начиная с создания проектно-сметной документации и заканчивая расходами на ремонт и обслуживание дорог. Оплата работы происходит государством лишь в случае ее соответствия требованиям качеству и безопасности движения. Наряду с этим контракт будет оговаривать и возможность применения штрафов. 

Итак, в настоящее время имеются как способы повышения финансирования содержания муниципальных дорог, так и способы побуждения дорожников к замене старых технологий строительства и ремонта дорог на новые. Весь этот комплекс способствует оптимизации государственных расходов, выполнению большего и качественного объема работ за те же деньги. Это очень важно для России как страны с огромными территориями. Нужно создать правовые инструменты в области регулирования сферы дорожного строительства и усовершенствовать их, а также снабдить муниципалитеты информационными и рекомендационными сведениями по организации, связанными с организацией механизмов финансирования строительных работ и их содержания. 

И только тогда, может быть, гораздо больше чем 2-3% автомобилистов не будут сомневаться в отличном состоянии российских дорог.


При копировании материалов активная ссылка на сайт обязательна
19.04.2012
Источник: http://expert.ru/