Уполномоченный по правам предпринимателей Республики Карелия Елена Гнётова выразила несогласие с мнением министра республики по природопользованию и экологии о причине падения спроса на щебень, и связывает его с подорожанием доставки стройматериалов.
Ранее, в ходе заседания правительства министр Виктор Чикалюк заявил, что сокращение производства щебня в Карелии вызвано спадом в строительстве.
Елена Гнётова имеет другое мнение и считает, что добыча щебня в республике сократилась в связи с ростом стоимости на его доставку.
Она заявила, что предприятия нерудной промышленности Карелии вынуждены работать на половину своей возможности, поскольку не могут отправить ж/д транспортом весь добытый объем щебня из-за сезонной нехватки вагонов.
Говоря о способах исправления ситуации, Елена Гнётова посчитала необходимым внести изменения в тарифную политику ОАО «РЖД» на перевозку щебня ж/д транспортом, а именно, применять гибкие тарифы в зависимости от сезона, поскольку перевозка нерудных материалов носит сезонный характер и в летний период втрое увеличивается по сравнению с зимой.
Наряду с этим Елена Гнётова высказалась о необходимости разработки гибкого графика предоставления полувагонов в связи с сезонным характером деятельности предприятий нерудной промышленности. Также немаловажным мероприятием она считает применение тарифного коридора с понижающим коэффициентом в зависимости от километража.
Говоря о причинах снижения производства щебня, следует привести факторы работника одного из карельских предприятий по добыче щебня. Так, одной из причин он назвал значительный рост конкуренции, при которой ежегодно в республике открываются новые карьеры, в частности, в 2015 году к производству щебня приступили два предприятия в Лахденпохском районе, а также четыре блочных карьера в Прионежском, Пудожском и Сортавальском районах.
Второй причиной работник назвал продажу щебня через посредников, которые выигрывают тендеры на крупные поставки, и цена по такой схеме значительно растет. При этом в отрасли продолжает существовать проблема, когда определенные заинтересованные структуры не допускают рядовых производителей к крупным тендерам.