Железнодорожники-профессионалы обратились к регулирующим органам с предложением повысить требования, применяемые на протяжении долгих лет к щебню, считая, что нельзя экономить на безопасности движения.
В 2015 году Центр испытаний материалов и конструкций совместно с Центром технического аудита, Центральной дирекцией инфраструктуры и Центральной дирекцией по ремонту пути выполнили 48 комиссионных инспекционных проверок качества щебня, который поставляется для нужд ОАО «РЖД».
Результаты проверок показали, что заводы-изготовители зачастую лишены актуализированных технологических процессов, паспортов и положений об испытательной лаборатории. Наряду с этим в технологической карте производства продукции не прописывается процедура складирования продукции, а также отбора и проведения контрольных испытаний при ее погрузке. Не расписана последовательность действий персонала при обнаружении несоответствий в технологическом процессе. Также отсутствует контроль качества щебня, выпускаемого ночью и в выходные дни.
Директор Центра испытаний материалов и конструкций Ирина Дариенко убеждена, что достижение качества щебня, которое требует ОАО «РЖД», может быть обеспечено за счет устранения обнаруженных недостатков и постоянного контроля за качеством производимого щебня. Однако оно может стать хуже во время транспортировки продукции и последующего ее хранения.
В обсуждении данной проблемы также принял участие директор Проектно-конструкторского бюро по инфраструктуре Владимир Воробьев. Он отметил, что после того как был проведен капитальный ремонт пути на одном из участков спустя год были обнаружены выплески. Данный факт он объясняет тем, что при замене балластного слоя был использован некачественный щебень.
В. Воробьев подчеркнул, что необходимо жестко контролировать качество продукции и обратить внимание на опыт европейских железнодорожников, которые перешли на кубовидный щебень с низкой лещадностью и без глинистых примесей. При этом он отметил, что недопустимо экономить на качестве щебня, и необходимо стремиться к достижению идеального качества щебня, который будет соответствовать всем весовым, скоростным и другим нормам.
Однако ситуация не столь критична, как кажется. На сегодняшний день созданы такие инструменты, как новый стандарт на щебень, новые регламенты ОАО «РЖД» о порядке и процедурах контроля качества принимаемой продукции, однако применение их на практике нельзя назвать эффективным.