15 ноября была введена в действие система «Платон». С того дня и по сегодняшний момент система не перестает быть темой дискуссии экспертов и не только. Как и следовало было ожидать, внедрение «Платона», как и всего нового, не обошлось без проблем и острых вопросов.
Уже в первые недели использования системы появились технические сбои как в работе самого «Платона», так и сайта. Также возникла нехватка оборудования. Вследствие всего этого небольшие транспортные компании отказываются от новых заказов, что вполне объяснимо, ведь именно им приходится с трудом находить оптимизацию своих затрат: на топливо, ремонт, обслуживание и др. Это повлияло на рост спроса и нагрузки на крупных перевозчиков.
По мнению экспертов, введение сбора на проезд грузовиков может привести к изменению структуры рынка перевозок. В качестве примера эксперты приводят европейский опыт. В Европе для преодоления свыше 500 км. преимущественно используется железнодорожный транспорт. В случае с Россией можно было бы предположить, что произойдет повышение доли перевозок по железным дорогам. Однако здесь есть ряд ограничений: небольшая скорость передвижения, низкая степень гибкости, необходимость более длительного планирования и, в целом, здесь сложилась иная культура ведения бизнеса и отношение к клиентам, что проявляется в договорных отношениях и обеспечении сохранности грузов. В этом случае автотранспортные грузоперевозчики предоставляют услуги более высокого качества.
С учетом всего отмеченного, значительных перемен в структуре рынка перевозок можно не ожидать, однако объем грузопотока по железным дорогам может возрасти.
Наряду с этим вполне ожидаем рост цен на некоторые виды продукции, в частности, на инертные и промышленные материалы – щебень, песок, гравий и др., которые занимают основную долю в объеме грузоперевозок.
Как бы то ни было, с момента вступления системы «Платон» в действие прошло не так много времени, чтобы утверждать, что всем ясен принцип действия системы и смысл ее эффективности. Однако говоря о перспективе, введение нового налога должно достичь поставленной главной цели – повышение качества покрытия российских дорог. В случае, если сумма налога будет пересмотрена в сторону снижения и в стране вступит в действие современная система взимания платы, то в скором времени станет очевидным новое развитие автодорожной сети и кардинальное улучшение состояния дорожного покрытия, что скажется положительным образом как на логистике, так и на характеристике рынка перевозок, добавив в него прозрачность и цивилизованность.