Россия
закрыть
АБВЕЗИКЛМНОПРСТУХЧЯДЛХ

Лицензирование импорта щебня: плюсы и минусы

Лицензирование импорта щебня: плюсы и минусы
На период с 14 августа по 31 декабря 2015 года в России введено лицензирование импорта щебня и гравия из государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза. Данный шаг положительно сказался на деятельности отечественных щебеночных предприятий, однако неопределенность в дальнейшем развитии ситуации сохраняется. В итоге отраслевые предприятия по-прежнему крайне осторожно инвестируют средства в развитие производств. О шагах, необходимых для оздоровления отрасли, рассказывает исполнительный директор НП «Национальное партнерство ассоциаций и союзов предприятий промышленности строительных материалов» Владимир Сергеев.
 
– Владимир Анатольевич, давайте начнем с описания той ситуации, что сложилась на рынке щебня в РФ перед вступлением в силу постановления правительства № 815 «О лицензировании импорта щебня и гравия».

– До вступления в силу данного постановления Украина поставляла в Россию более 25 млн. тн. щебня ежегодно (причем по демпинговым ценам), что составляло около 28% общего объема производства и поставок гранитного щебня на отечественном рынке. Доля украинского щебня в ряде регионов была довольно ощутимой. Например, по Москве и Московской области она превышала 56%. Для сравнения: все предприятия Карелии производят ежегодно около 18 млн куб. м. гранитного щебня. Фактически постоянно растущий импорт украинского щебня нивелировал результаты работы предприятий целого региона России.

В результате мы ежегодно финансировали промышленность Украины в объеме 28–30 млрд руб. и обеспечивали прибыль трейдерам, поставлявшим украинский щебень в Россию. В то же время отечественные предприятия были вынуждены останавливать производство, увольнять работников, сокращать средства на собственное развитие.

– В этой ситуации у российских производителей щебня, вероятно, скапливались запасы?

– Складские запасы крупных и средних производителей щебня в РФ за 2014-й увеличились на 3,97 млн куб. м. и к концу года превысили 41,5 млн куб. м. По состоянию на 23 апреля 2015 года складские остатки составляли более 50 млн куб. м., или свыше 70 млн. тн.

– Как повлияла данная ситуация на логистику перевозок щебня внутри РФ?

– Импорт украинского щебня по демпинговым ценам фактически разорвал сложившиеся ранее транспортные потоки. Доля железнодорожных перевозок нерудных материалов сократилась с 47–50% в 2012 году до 27% в 2014-м. Поставки щебня из Карелии и с Урала в Центральный регион практически прекратились. Кроме того, увеличилась доля автомобильных перевозок в ущерб другим видам транспорта, в том числе железнодорожному. В общей структуре доставки в настоящий момент она составляет более 50–60%.

– Сказалось ли происходящее на ситуации в строительной отрасли?

– Безусловно. Постоянно растущий импорт украинского щебня повлиял на технологии, применяемые в сфере строительства. Практически все производители бетона перешли на дешевый гранитный щебень вне зависимости от того, нужно это или нет, и перестроили под него технологические процессы. Поэтому изменились, например, объемы потребления цемента. Следует сказать, что проблема затронула интересы не только строительных компаний и предприятий отрасли нерудных материалов. Иначе говоря, из частной она переросла в общенациональную.

– Как Вы оцениваете эффект от вступления в силу постановления правительства № 815?

– Предприятия – производители нерудных строительных материалов ощутили положительный эффект от вступления в действие постановления правительства Российской Федерации № 815 от 6 августа 2015 года «О лицензировании импорта щебня и гравия». В качестве положительного примера можно привести данные ОАО «Павловскнеруд»: сокращение складских остатков гранитного щебня на складе крупнейшего в РФ производителя нерудных материалов в период с 14 августа по 10 сентября составило более 19,6%, или 0,22 млн. тн. Складские остатки крупнейшего холдинга по производству щебня – АО «ННК» – также снизились, например, на промежуточных складах в Московской области – на 0,08 млн. тн.

– Изменились ли планы данных предприятий в связи с улучшениями, о которых Вы рассказали?

– Многие предприятия, учитывая положительные результаты действия постановления правительства № 815, планируют остановить сокращение персонала и выводить производства на максимальную мощность. Однако в условиях неопределенности дальнейшего развития ситуации с импортом щебня и гравия иностранных производителей на рынок Российской Федерации они по-прежнему крайне осторожно инвестируют в производство. Таким образом, положительное решение о лицензировании импорта щебня в чем-то обернулось и против производителей и конечного потребителя данного продукта.

– Что нужно сделать для того, чтобы ситуация поменялась?

– Для полного оздоровления отрасли необходима долгосрочная государственная поддержка отечественных производителей нерудных строительных материалов. Речь идет в первую очередь о законодательной поддержке. Поэтому промышленные предприятия, производящие нерудные строительные материалы, обратились к правительству с просьбой о продлении срока действия постановления № 815 «О лицензировании импорта щебня и гравия» на срок не менее 1 года начиная с 31 декабря 2015-го. Работа в этом направлении уже ведется. Проект соответствующего постановления разработан и опубликован для публичного обсуждения.

– Выходит, что решать проблемы отрасли следует в комплексе?

– Совершенно верно. Пример с импортом украинского щебня наглядно показывает, что решение проблем должно вестись комплексно и быть направлено на поиск всех видимых и возможных последствий от предпринимаемых шагов.



При копировании материалов активная ссылка на сайт обязательна
30.11.2015