С июля 2015 году вступили в силу поправки в Федеральный Закон «Об автомобильных дорогах…» и постановление правительства РФ №1590, которые жестко регулируют движение по дорогам крупногабаритных и тяжеловесных транспортных средств, в частности, строительной техники.
С ответным письмом к президенту РФ обратилось Национальное партнерство ассоциаций и союзов предприятий промышленности строительных материалов. В письме сообщалось, что реализация планируемых ограничений для предприятий несет либо полный отказ от большегрузной техники и ее замену на менее грузоподъемную, либо использование данной техники с большим недогрузом. И тот и другой вариант буквально разоряют предприятия отрасли, подчеркивалось в письме.
По оценкам Росавтодора, ежегодный ущерб от автотранспорта со сверхнормативным весом составляет 2,6 трлн. рублей, что почти в два раза больше годового объема дорожных фондов всех уровней.
Новые поправки устанавливают максимально допустимые массы транспортных средств (вес автомобиля с грузом) и максимально допустимые осевые нагрузки транспортных средств. Размер штрафа за нарушение для предприятий составит от 250 тыс. рублей до 400 тыс. рублей.
Сильнее всех нововведения ощутят крупные подрядчики. По словам некоторых, в настоящее время грузоподъемность машин используется на 50-60%. Для выполнения одних и тех же задач теперь необходим двойной пробег транспорта, что приводит к увеличению расхода топлива, расходных материалов и пр. Это вызывает рост стоимости перевозимых материалов. Так, доставка инертных материалов и цемента выросла в 2 раза, нерудных материалов – на 20-40%, асфальтобетонных смесей – почти на 30%. Наряду с этим, по сообщению представителя «Мостотреста», как минимум вдвое произошло увеличение числа машин, доставляющих материалы на стройку, что соответственно увеличивает пробки на дорогах и нагрузку на экологию города. Также увеличились сроки доставки стройматериалов, а также цены на бетон и асфальт.
Сложности могут возникнуть и у производителей большегрузных автомобилей, которые сейчас рассматривают возможность добавления в свои модельные ряды облегченных моделей строительных шасси.
Производители строительных материалов выступили с просьбой отсрочить вступление в действие новых правил до 1 января 2018 года, чтобы получить время для перехода к работе с учетом новых условий. Авторы письма уверены, что задача сохранения дорог не решается, поскольку расчетное количество пробегов грузовой техники увеличивается вдвое, а вывод техники в большом количестве из оборота снизит объем поступлений в дорожные фонды.