Россия
закрыть
АБВЕЗИКЛМНОПРСТУХЧЯДЛХ

Последние тенденции на рынке нерудных материалов России

Последние тенденции на рынке нерудных материалов России

ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ НА РЫНКЕ


Объём российского рынка щебня, поставляемого ж.д. транспортом, за 9 месяцев 2015 г. составил 90 млн тонн и снизился на 17% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (в период с января по сентябрь 2014 г. общий объем составил 109 млн тонн). Основными причинами являются: сокращение темпов жилищного и дорожного строительства, а также существенное уменьшение потребления со стороны крупнейшего потребителя в отрасли  - ОАО «РЖД».


Рынок является высоко фрагментированным (топ 5 производителей занимают менее 20% рынка), что не дает возможности ни одному игроку оказывать существенное влияние на рынок. Основная часть рынка представлена мелкими локальными производителями.


Основными каналами (более 95%) транспортировки нерудной продукции являются автотранспорт и ж/д транспорт. Доля транспортной составляющей доходит до 70%-80% от общей стоимости продукции с доставкой до потребителя, так как заводы по производству щебеночной продукции, как правило, находятся на удалении от потребителя. Рост транспортной составляющей оказывает на рынок существенно большее влияние, нежели изменение цен производителей.


ВВЕДЕНИЕ ЗАКОНА ПО УЖЕСТОЧЕНИЮ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПЕРЕГРУЗ


13 июля 2015 г. вступил в силу Федеральный Закон № 248-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части совершенствования норм, регулирующих движение по автомобильным дорогам тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств и транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных грузов», вводящий ужесточение ответственности за превышение допустимой нагрузки на ось автотранспорта. Прямым следствием принятия данного закона стало значительное увеличение стоимости перевозки нерудной продукции автотранспортом до потребителя. Перевозка стала осуществляться грузовыми автомобилями меньшей грузоподъёмности или тем же транспортом, но с загрузкой 50% от ранее перевозимого тоннажа.


В результате цена щебня у конечного потребителя при доставке на расстояние 100 км увеличилась в среднем на 200 руб. за тонну или на 20%. В отдельных регионах повышение оказалось более значительным: в Белгороде продукция перевозится автотранспортом до потребителя на расстояние до 350 км, и удорожание продукции составило 700 руб. или более чем в 1,5 раза.


РОСТ Ж/Д ТАРИФОВ


Начиная с июля 2015 года, основные железнодорожные операторы существенно ограничили предоставление вагонов, которые используются для перевозки щебня.


Основной причиной данного ограничения являются: утилизация 30 тысяч вагонов и переориентация грузоперевозок на восток страны, что привело к увеличению сроков  оборачиваемости вагонов.


В результате создавшегося дефицита парка вагонов операторы подвижного состава увеличили стоимость услуг за предоставление вагонов для осуществления перевозок. Так, по многим операторам рост стоимости услуг в сентябре 2015 года по отдельным направлениям составил от 130 до 180% по сравнению с январем 2015 года. Таким образом, удорожание тонны продукции с доставкой до потребителя, в среднем, составило  250 – 300 руб.(около 30%), при этом цена на продукцию у производителей не увеличилась.



ЦЕНЫ-РАСХОДЫ


В 2011 г. цена гранитного щебня в Москве с доставкой составляла 1450 руб. В августе 2015 г. цена щебня составила 1060 руб., т.е. снижение составило 27% (в обоих случаях с НДС, за тонну, самая распространенная фракция 5/20, с доставкой).


Одновременно с этим существенно выросли основные компоненты себестоимости производства щебня (см. график).
В 2015 г. в результате резкого скачка курса мировых валют к рублю существенно подорожали основные ТМЦ, такие как транспортная лента (+56%), селитра (+36%), масло моторное (+27%) и т. д.



УКРАИНА


С 14 августа 2015 г. вступило в действие Постановление о лицензировании украинской щебеночной продукции для ввоза в РФ, действующее до 31 декабря 2015 г. До вступления в действие постановления о лицензировании доля украинской продукции на российском рынке составляла около 6%. Данные меры направлены на то, чтобы не допустить ввоз некачественной украинской продукции в РФ и поддержать отечественные щебеночные заводы, многие из которых находились в тяжелой финансовой ситуации, либо на грани банкротства, в результате снижения рынка и недобросовестной конкуренции со стороны украинских производителей.


На 1 августа 2015 года один из крупнейших холдингов по производству щебня в республике Карелии - Карелприродресурс,  накопил более 3-х млн тонн продукции на складе, что сравнимо с годовым объемом производства, в связи с чем вынужден частично останавливать производство. Крупнейшее из предприятий Свердловской области, Ураласбест вынужден остановить работу в связи с затариванием складских остатков.


Необходимость лицензирования украинской щебеночной продукции позволила изменить ситуацию:спрос на щебень российского производства вырос, многие компании отказались от планов по закрытию производств и сокращению людей, снизились остатки готовой продукции. Продукция российских производителей заполнила выбывший украинский щебень, мощности российских производителей более чем достаточны для обеспечения российского спроса на щебеночную продукцию. Объём отгрузок российских карьеров вырос более чем на 300 тыс. тонн в сентябре 2015 г. по сравнению с июлем 2015 г. именно в те регионы, в которые ранее поставлялся менее качественный украинский щебень.


Производители щебеночной продукции, Ассоциация Нерудных Материалов (НЕДРА), региональные правительства ходатайствуют о продлении меры по лицензированию украинской продукции после 31 декабря 2015 г. В распоряжении имеется письмо губернатора Карелии на Министра Промышленности и Торговли РФ с предложением о продлении данной меры.


Тем не менее, принятые меры действуют не в полном объеме. По аналогии с продовольственными товарами, часть украинской продукции нелегально завозится через Белоруссию под видом белорусской продукции. Отследить аналитически такой ввоз не составляет труда по причине того, что на станциях отправки, так называемой «белорусской продукции», не существует заводов по производству щебня.


Также часть щебеночной  продукции ввозится напрямую из Украины под видом отсева и щебеночно-песчаных смесей, на которые не распространяется порядок лицензирования.


Еще одной проблемой является возможная выдача лицензий, трейдерам украинского щебня, без соблюдения установленного порядка лицензирования продукции, которая не соответствует нормам качества, указанным в Постановлении. По информации из подтвержденных источников выдача таких лицензий активно готовится.


К сожалению, само наличие трейдеров щебеночной продукции, вне зависимости Украинской или Российской, ведет к росту цен на продукцию для потребителя за счет наценки посредника,  которая составляет 10% - 15% от стоимости готовой продукции.



При копировании материалов активная ссылка на сайт обязательна
16.10.2015