Мера Правительства по введению лицензирования импорта щебня и гравия из стран, которые не являются членами Евразийского экономического союза, в том числе из Украины, предполагала достижение роста спроса на предложения со стороны отечественных предприятий. Однако, по словам вице-президента ассоциации «Карьеры Евразии» Алексея Галимова, запрет есть, а спроса нет.
Заместитель гендиректора ООО «Управляющая компания «Автострада Менеджмент» Дмитрий Завьялов отметил, что импорт украинских нерудных материалов поступал преимущественно из тридцати крупнейших карьеров, а ежемесячный объем погрузки составлял 1,2 млн. тн. Соответствующий украинскому по показателям качества щебень из Калининградской области и Карелии возмещает лишь около 800 тыс. тн. При этом большинство предприятий зачастую не соблюдают заявленные постановлением «О лицензировании импорта щебня и гравия» требования к качеству материалов.
По подсчетам экспертов, рост стоимости аналогичной украинской продукции составил 20-37% в зависимости от регионов. Так, стоимость увеличилась в среднем от 950 до 1300 руб/тн. Основной причиной является снижение конкуренции и доминирующее положение некоторых игроков рынка, пользующихся сложившейся ситуацией. Именно они и повышают цены. Этот процесс может обременить дополнительными расходами строителей, в том числе, производителей ЖБИ и дорожно-строительные организации в размере 450-500 млн. рублей ежемесячно, или порядка 5 млрд. рублей ежегодно.
В результате, в ходе цепной реакции произошло прямое удорожание – цены выросли в Центральном федеральном округе благодаря тому, что перевозка из Калининградской области и Карелии обходится дороже, чем из Украины. Случилось и косвенное удорожание цен, так как вырос спрос на территории этих же самых добывающих областей, а в Москве, Белгородской, Брянской и в других регионах случился дефицит качественного щебня.
При этом тариф транспортировки щебня не менялся, поэтому ее подорожание не зависело от ОАО «РЖД». По словам экспертов, достигнутый уровень тарифов на перевозку нерудных стройматериалов дает возможность отечественным производителям выдерживать конкуренцию, а также наращивать объемы производства и сбыта нерудной продукции.
Говоря об импортозамещении, Алевтина Кириллова подчеркнула, что на транспортировку украинского щебня был введен повышающий коэффициент, позволяющий повысить конкурентоспособность российских грузоотправителей, в том числе, добывающих предприятий Карелии. Так, транспортная составляющая для перевозок щебня в Московский регион из Карелии и Украины составляет 34 и 45% соответственно.
При этом украинские поставщики щебня не планируют отказываться от своей доли рынка. По словам директора представительства госпредприятия «Укрзализныця» в РФ Михаила Филиппова, их исчезновение продлится недолго. Он отметил, что украинские импортеры раньше пройдут сертификацию и со временем достигнут позиции 2015 года с возможным падением на 25-35%, но окончательно рынок не покинут.
Тем не менее, заместитель начальника департамента управления транспортно-логистическим бизнес-блоком ОАО «РЖД» Николай Досегаев отмечает первые результаты импортозамещения в этой сфере в виде снижения перевозок из Украины на 50% и роста перевозок из Карелии на 41%. Факт наращивания объемов производства подтверждает и коммерческий директор АО «Национальная нерудная компания» Михаил Зотов.
Насколько этот рост окажется долгим покажет дальнейшая динамика основных экономических показателей развития страны. В настоящее время тренды остаются противоречивыми и в большей степени определяются стратегией позиционирования на рынке и достигнутым запасом прочности отдельных компаний, в частности, занятых в сфере добычи и производства нерудных стройматериалов.