Россия
закрыть
АБВЕЗИКЛМНОПРСТУХЧЯДЛХ

На рынок нерудных материалов пришел кризис

На рынок нерудных материалов пришел кризис
Рынок нерудных материалов Санкт-Петербурга и Ленинградской области находится в неоднозначной ситуации. С одной стороны, из-за снижения строительной активности происходит значительное падение спроса на щебень, а с другой – потребность в песке продолжает расти.

По информации экспертов, в России с начала 2015 года отмечается устойчивое сокращение объемов производства и потребления нерудных строительных материалов по сравнению с 2014 годом. Однако в июле по сравнению с тем же месяцем прошлого года добыча нерудных материалов выросла на 2%. Но все-таки эксперты уверены в сохранении отрицательной тенденции в добычи. 

Ситуация на рынке нерудных стройматериалов в Санкт-Петербурге и Ленинградской области похожа на общероссийскую, однако имеет свои особенности. Так, по словам заместителя гендиректора Группы ЛСР, управляющего «ЛСР. Базовые материалы – Северо-Запад» Василия Кострицы, по отношению к прошлому году резко снизилось потребление щебня. В 2015 году на рынке практически нет масштабных проектов, способных создать хороший спрос. Сейчас производственные мощности превышают потребность почти в два раза. За первое полугодие этого года «ЛСР. Базовые материалы – Северо-Запад» отгрузило 2,4 млн. куб. м. щебня, что на 34% меньше уровня 2014 года. 

При этом ситуация с песком совершенно противоположная. Так, объем отгрузки предприятием песка в первом полугодии составил свыше 4 млн. куб. м., что на 32% превышает показатель аналогичного периода 2014 года. Ряд крупных стратегически важных для страны проектов пока не дают рынку песка в Санкт-Петербурге и Ленинградской области опуститься ниже уровня 2014 года. 

Мнение В. Косторицы разделяет генеральный директор ЗАО «Решение» Александр Батушанский. По его словам, увеличение спроса на песок обязано дорожно-инфраструктурным проектам, в частности, трассе «Скандинавия», «Сортавала». Помимо этого, с середины лета началось строительство трассы Москва-Санкт-Петербург, для которого необходимо значительные объемы песка. Однако на фоне этого зафиксировано снижение спроса на щебень. Основную причину А. Батушанский видит в снижении спроса со стороны производителей бетона и железобетона, причем уровень потребления на инфраструктурных проектах на работах, где необходим щебень, не смог компенсировать падение спроса на других сегментах. 

Некоторые участники рынка считают, что негативное влияние на рынок нерудных материалов оказывает ужесточение законодательства  в отношении перевозки тяжеловесных грузов. Так, в августе выросли штрафы за перевес большегрузной техники, а в ноябре планируется взимать оплату за проезд по федеральным трассам. Значит, в скором времени произойдет рост тарифов на грузоперевозки в 1,5-2 раза. 

По мнению Василия Кострицы, такое резкое увеличение производители не смогут потянуть, и на рынке произойдет неминуемый рост цен для конечного покупателя. В результате таких событий отдельные проекты могут просто встать. Производители нерудных стройматериалов придут к консервации заводов, что приведет к сокращению налоговых отчислений в бюджет и так далее по цепочке. Василий Кострица также подчеркнул важность этого вопроса и необходимость его выноса в публичную плоскость.
 
Эксперты полагают, что из-за того, что автодороги потеряют выгодность для транспортировки, возрастет отправка нерудных стройматериалов по железной дороге и по водным путям. Однако далеко не у каждого потребителя есть удобный доступ к данным транспортным узлам. В итоге до места назначения материалы будут доставляться грузовиками. 

По результатам опроса независимых специалистов, в ближайшее время значительные перемены среди игроков рынка нерудных стройматериалов не предвидится. Как и прежде доминировать будут крупные игроки, а малые компании останутся при своих клиентах. 


При копировании материалов активная ссылка на сайт обязательна
28.09.2015