Крупнейшие объединения производителей строительных материалов обратились к властям с просьбой продлить льготу на железнодорожные перевозки стройгрузов в 2026 году.
С инициативой выступили Национальное объединение производителей строительных материалов (НОПСМ), Национальный союз производителей цемента (НО «Союзцемент»), Ассоциация производителей и потребителей природных стройматериалов «Карьеры Евразии» и Союз производителей сухих смесей.
По мнению участников отрасли, такая мера поможет сдержать рост себестоимости и замедлить отток грузов с железной дороги.
Документ устанавливает понижающий коэффициент для перевозок строительных материалов. С 1 января по 31 декабря 2025 года он составляет 0,9492.
Льготный тариф на протяжении десяти лет способствует сдерживанию роста цен на стройках. Он позволяет строителям объективно удешевлять конечную стоимость возводимых объектов, используя законные методы сокращения расходной части без ущерба для экономики.
Изменения станут очередным вызовом для всей отрасли, ведь стройматериалы — это груз с низкой маржинальностью, в котором значительную долю стоимости составляют транспортные расходы. Любое увеличение логистических затрат негативно сказывается на рентабельности бизнеса.
По состоянию на конец 2025 года доля строительной продукции в себестоимости квадратного метра доходит до 30–40%. При этом транспортная составляющая в цене строительных материалов равняется 5–8% для типового жилья и общественных зданий и до 10–15% для материалоёмких или удалённых объектов. В дорожном строительстве доля транспортных расходов в стоимости материалов составляет 30–50%.
При таком весе логистики отмена послаблений приведёт к пересмотру бизнес-планов, особенно это касается проектов с низкой маржинальностью, что, в свою очередь, вызовет задержки строительства, удорожание объектов и, в некоторых случаях, замораживание проектов.
По мнению экспертов, прекращение действия льготного коэффициента приведёт к подорожанию на 5% строительных материалов, включая щебень, цемент и промышленное сырьё. В сочетании с базовой индексацией грузоперевозок на РЖД рост в 2026 году составит 16%, что приведёт к выравниванию стоимости железнодорожных и автомобильных перевозок.
В сложившихся условиях усилится отток строительных грузов с железной дороги. Так как доля стройматериалов и цемента составляет около 11% от всей погрузки на РЖД, переключение перевозок на другие виды транспорта неизбежно скажется на положении железнодорожного монополиста, который и так столкнулся с проблемой снижения грузопотоков. Например, если в 2007 году доля железной дороги в перевозках щебня составляла 55%, то в 2024 году она упала до 27%.
Кроме того, железнодорожный транспорт в ряде регионов страны (Урал, Сибирь, Дальний Восток) является практически безальтернативным при доставке строительных материалов, что ставит местных производителей и строителей в безвыходное положение.
В конечном счёте отмена льготы ещё больше сократит спрос на строительные материалы. Учитывая, что потребление в секторе и так падает, рост цен из-за отмены льгот приведёт к уходу с рынка многих небольших и средних производителей.
По мнению ряда представителей строительной отрасли, изменение стоимости тарифа также приведёт к ухудшению рентабельности логистики и разрушит сложившуюся практику, когда производство материалов локализуется в радиусе 300 км от места потребления. Результатом станет сокращение области доступности, что приведёт к дефициту стройгрузов в тех регионах, где нет собственного производства.
Стоит отметить, что в экспертном сообществе высказываются сомнения относительно продления действия понижающего коэффициента. Власти вряд ли пойдут навстречу бизнесу, так как льготы отменяются не только для производителей стройматериалов, но и для других отраслей. В условиях, когда в России на три года принят дефицитный бюджет, никто не будет выделять отдельную отрасль. Кроме того, отмечается, что государство постоянно поддерживает РЖД, так как компания по прибыли сейчас находится в минусе. Отмена понижающего коэффициента как раз направлена на улучшение финансового состояния железнодорожной монополии.