Региональные власти Омской области и прилегающих к Иртышу территорий Казахстана намерены в ближайшем будущем презентовать бизнес-сообществу логистические возможности судоходства по этой реке и подробно объяснить условия транспортировки грузов.
Как сообщил заместитель председателя правительства Омской области Андрей Шпиленко, подготовка к таким встречам уже ведется.
Во время официального визита омской делегации в Казахстан обсуждались дополнительные инициативы по задействованию водного пути. В частности, участники совещаний поднимали вопрос о необходимости определить приоритетные виды сырья и продукции, которые оптимально подходят для речных перевозок. По словам Шпиленко, для реализации этой задачи предстоит сформировать список судоходных компаний, готовых предоставлять услуги по транспортировке по Иртышу. После этого планируется организовать встречи с представителями бизнеса, чтобы на основе диалога спрогнозировать потенциальные объемы перевозок.
Кроме того, озвучивалась инициатива поручить каждому региону разработать собственные предложения по обеспечению судоходства на его территории. Власти считают, что в этих документах должны быть указаны конкретные меры, такие как проведение дноуглубительных работ, создание и развитие портовой инфраструктуры, а также другие шаги, направленные на обеспечение безопасности и эффективности перевозок.
Все инициативы, собранные от российских и казахстанских регионов, должны быть представлены на заседании Комиссии по совместному использованию и охране трансграничных водных объектов.
В Омске планируется проведение международного форума, на котором представители обеих стран смогут обменяться опытом и совместно выработать стратегические решения по эксплуатации водного маршрута.
Еще в сентябре 2024 года генеральный директор компании «Казакстан су жолдары», подведомственной Министерству транспорта Казахстана, Берик Уандыков в рамках панельной сессии ШОС в Омске делился статистикой, согласно которой ранее по Иртышу ежегодно перевозилось до 11,7 млн тонн грузов, в то время как в последнее время этот показатель в отдельные периоды снижается до 200 тыс. тонн. Он также сообщал, что из Казахстана в Россию в основном поставляются сыпучие, инертные и строительные материалы, а обратно — древесина, которая востребована в республике.
Руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта РФ Андрей Тарасенко, в свою очередь, подчеркивал, что существует потребность в организации поставок минеральных удобрений и зерна из России в Китай.
Министр экономики Омской области Анна Негодуйко осенью 2024 года отмечала, что Иртыш может стать частью перспективного маршрута, ведущего через Казахстан к железнодорожному логистическому центру, а оттуда — в Китай. По ее словам, пропускная способность такого маршрута может достигать 15 млн тонн грузов в год.
Источник: omsk.rbc.ru