В России начинается запуск пилотного проекта «Инновационные дороги», реализацию которого будут проводить Москва, Татарстан и Рязанская область. Предполагается, что срок службы дорог увеличится в 3-5 раз.
Пилотный проект «Инновационные дороги», над осуществлением которого будут работать Минэкономразвития РФ, «Росавтодор», «Роснано», Правительство Москвы, Татарстан и Рязанская область, подразумевает достижение амбициозных целей.
По информации СМИ, ожидается рост долговечности дорожного покрытия в 3-5 раз, снижение энергопотребления в 10-15 раз, уменьшение массы конструкций (ограждений и мостов) в 3 раза. Главной целью проекта является снижение количества автомобильных аварий, их тяжести и смертности пешеходов и водителей.
В настоящее время концепция проекта уже разработана, и идет подготовка технического задания. Вслед за этим будет объявлен конкурс на лучшие проекты, победители которого в 2013 году получат право осуществить свои разработки на участках дорог в Москве, Татарстане и Рязанской области. По окончании реализации проекта «Инновационные дороги» лучшие технические и научные решения будут тиражированы.
Концепция пилотного проекта подразумевает применение в строительстве дорог новых технологий, в том числе, дорожных сеток и арматур, изготовленных из стеклопластика и базальта, по словам координатора проекта Александра Наумова из «Роснано».
Он пояснил, что в настоящее время среди строительных материалов распространены фибробетоны, которые способствуют повышению прочности покрытия на 40-200%, водоустойчивости на 50% и сцеплению на 70%. Также набирают популярность покрытия из геотекстиля. Он укладывается слоями, что обеспечивает улучшение практически всех характеристик дорог, отметил А. Наумов. Выбор технологии останется за заказчиками по завершении всех испытаний.
Помимо этого, согласно проекту, особое внимание будет уделяться дорожным знакам.
Дорожниками будет проведена инвентаризация, после чего каждый знак будет оцифрован. Но главным новшеством является интерактивность знаков, способностью которых является «общение с водителем». Так, предполагается, что автомобили будут оборудованы датчиками, поддерживающими связь со знаками, которые, в свою очередь, предупредят об ограничении скорости или опасном повороте.
Также в рамках проекта стоит задача по достижению сокращения энергопотребления на дорогах в 15 раз за счет установки экономичных светильников на солнечных батарейках с датчиками освещенности.
Вычислительные операции будет выполнять интеллектуальная система управления транспортом, которая, по расчетам разработчиков, способна свести к минимуму пробки, снизить количество аварий и в целом, навести порядок на дорогах. По всей длине трассы планируется установить множество разных датчиков и камер, которые будут держать на контроле и сообщать о происходящем на дорогах. К процессу наблюдения будет подключена и ГЛОНАСС.
Помимо этого, А. Наумов добавил, что интеллектуальная система, обращаясь к базе данных и отслеживая номера проезжающих автомобилей, сможет выявлять машины, которые не прошли техосмотр, не получили страховку, находятся в розыске и пр.