Россия
закрыть
АБВЕЗИКЛМНОПРСТУХЧЯДЛХ

Консолидация через профицит

Консолидация через профицит

По прогнозам участников рынка железнодорожных перевозок, в скором времени намечается профицит полувагонов, а также падение их стоимости и арендных ставок.


Вместе с этим появляются тенденции возрастания спроса на специализированный подвижной состав. Эксперты утверждают, что количественный спрос на вагоны имеет возможность превратиться в один из системных факторов образования операторского рынка.


По данным специалистов ОАО «НПК «Уралвагонзавод», в 2013 году объем рынка железнодорожного состава может достичь уровня в 70 тыс. вагонов, из которых 30-50% будут составлять полувагоны.  Согласно итогам 2012 года, объем рынка оценивается в 100 тыс. вагонов, их них 70% составляют полувагоны. 


По мнению руководителя коммерческого департамента дивизиона железнодорожной техники УВЗ Алексея Мясникова, в данном количестве подвижного состава потребитель не нуждается. Его профицит уже сегодня способствует снижению скорости доставки грузов. 


Наряду с этим, заместитель директора по развитию УК холдинга «РКТМ» Станислав Золотарев отмечает, что самое большое сокращение ожидается в отношении сегмента нефтяных цистерн и полувагонов. 


По его словам, в настоящее время для рынка полувагонов характерна тенденция к значительному снижению спроса, связанная как с уменьшением объемов перевозок, так и с перепроизводством этого вида подвижного состава в 2011-2012 гг. 


Согласно прогнозам эксперта, спрос на полувагоны в 2013-2020 гг. будет находиться на уровне 37-45 тыс. единиц в год с ростом в 2015 году до 57 тыс. единиц.


С. Золотарев пояснил, что сокращение спроса на рынке нефтеналивных цистерн вызвано стабилизацией объемов добычи нефти и ее переработки. На период 2013-2020 гг. эксперт прогнозирует дальнейшее сокращение спроса, связанное с увеличением объемов транспортировки нефти по трубопроводам, а также вводом в действие новых трубопроводов, в том числе, второй очереди ВСТО.


Наряду с этим, согласно расчетам РКТМ, возможно увеличение спроса в сегментах специализированного подвижного состава. На рынке цистерн СУГ в текущем году зафиксирована стабильная положительная динамика спроса, сопряженная с дефицитом вагоностроительных мощностей. Согласно прогнозам, в 2013-2015 гг. данный рост по-прежнему останется, поднявшись с уровня 5300 единиц в 2013 году до 7040 единиц в 2020 году.  Рынок цистерн для химических грузов в настоящее время также характеризуется устойчивым ростом спроса, который сохранится и в 2013-2020 гг.


Подобная ситуация отмечается и с хоппер-цементовозами. Увеличение спроса на них продолжится с 2013 по 2020 год с пиком в 2015 году, а в 2020 году намечается его сокращение до уровня 1430 единиц. На рынке хоппер-зерновозов отмечается небольшоу увеличение спроса, который в следующем году может достигнуть уровня в 3280 единиц. В дальнейшем намечается его стабилизация на уровне от 1600 до 1900 единиц в период 2013-2018 гг. с дальнейшим увеличением в 2019-2020 гг. В отношении хоппер-минераловозов, наоборот, сложилась тенденция спада спроса. В следующем году прогнозируется его дальнейшее сокращение до уровня в 1130 единиц. На период с 2014 по 2020 год ожидается разнонаправленное изменение с 2730 единиц в 2014 году до 1050 единиц в 2017 году.


Вследствие формирования данной структуры рынка и сокращения спроса на полувагоны произойдет изменение ставок аренды на полувагоны. В настоящее время размер средней ставки оценивается в 1,1 тыс. рублей. Как утверждает А. Мясников, в 2013 году она может опуститься до уровня чуть меньше 1 тыс. рублей, где и стабилизируется. По его мнению, при ставке в 1,5 тыс. рублей в сутки за аренду полувагона для оператора рентабельной была цена вагона в 2 млн. 300 тыс. рублей.


При ожидаемом падении арендной ставки цена на полувагоны будет снижена и будет колебаться в районе 2 млн. рублей.


Как отмечает С. Золотарев, в 2013 году существует вероятность снижения средней стоимости на полувагон до 1,8-1,9 млн. рублей. По его словам, на фоне такой цены некоторая часть производителей может покинут рынок или сменить профиль своей деятельности. С. Золотарев считает это позитивным моментом поскольку, по его мнению, рынок должен схранить несколько крупных игроков, в чьих силах будет осуществить модернизацию производства.


Наряду с этим, по мнению руководителя департамента исследования железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий Владимира Савчука, из-за избытка подвижного состава на сети операторы вынуждены вместо того, чтобы закупать новые вагоны, покупать конкурентов с их вагонами. В. Савчук отметил, что для увеличения доли на рынке какой-либо операторской компании существуют два способа – закупить новые вагоны или скупить вагоны у конкурентов.


Однако, по его мнению, увеличение доли на падающем рынке путем покупки новых вагонов является довольно тяжелым способом, поскольку сейчас отмечается избыток подвижного состава. В таком случае для увеличения бизнеса операторы должны прибегнуть к принципу скупки вагонов конкурентов или же самих конкурентов. Тогда крупные операторы будут консолидироваться и поглощать в основном средних операторов. Таким образом, предполагаемое изменение имеющейся структуры рынка оперирования грузовыми вагонами так же непосредственно будет способствовать формированию спроса на новые грузовые вагоны. 







При копировании материалов активная ссылка на сайт обязательна
26.12.2012
Источник: http://rzd-partner.ru/