В ходе состоявшейся конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство», исполняющий обязанности заместителя главы Центральной дирекции управления движением ОАО «РЖД» Роман Баскин выступил с сообщением о первых положительных результатах состоявшейся унификации тарифа на порожний пробег, которая была введена на сети РЖД в отношении универсального подвижного состава с 1 ноября текущего года.
По его словам, в целом говорить о влиянии унификации пора рано, однако в ходе проведенного выборочного анализа итогов ноября в сравнении с предыдущим месяцем в сегменте черных металлов, были получены результаты, из которых следует сокращение числа групповых и повагонных отправок и рост маршрутных отправок на 8%. Так в октябре на 30 станций СКЖД было направлено по 1-2 вагона, а с 1 ноября данный поток консолидировано был отправлен на полигон ЗСЖД. Также наметилось снижение заадресовки полувагонов под погрузку строительными грузами и на других дорогах, в частности, на ДВЖД – в 2 раза, на ОЖД – на 46%. Причину роста эксперты видят в потери интереса к схеме «отмывки тарифа», которая по введении унификации приказала долго жить, что в свою очередь и способствовало укрупнению порожних потоков
Помимо этого произошло увеличение процента сдвоенных операций. Как заявил Р. Баскин, в прошлом году дирекцией был составлен перечень 25 станций, по которым число сдвоенных операций приближалось к нулю, что приводило к появлению на сети лишнего трафика. После 1 ноября число единиц подвижного состава, отосланного с данных станций в порожнем состоянии, снизилось на 12%, достигнув по некоторым из них показателя 49%.
Согласно оценке Дмитрия Королева - исполнительного директора НП «Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава», унификация в итоге обеспечит сокращение потребного парка на 10-12% от уже зафиксированного, что еще больше приведет к увеличению профицита вагонов в отрасли.
Со своей стороны первый заместитель гендиректора ОАО «Первая грузовая компания» Алексей Шафранов сообщил, что в результате унификации операторы получили пока лишь увеличение издержек. В частности, для парка ВСП – вследствие принятой методике тарифообразования на его услуги по принятии обсуждаемых мер удалось сократить затратную часть на 3-4%, а для частных операторов затратная часть увеличилась почти на ту же величину.
Унификация создает дисбаланс в конкурентном раскладе в отрасли, заключил А. Шафранов.