Согласно Плану мероприятий по реализации Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок в России до 2015 г. Федеральная служба по тарифам РФ 4 мая 2012 года приняла решение о проведении унификации с 1 ноября текущего года тарифов на порожний пробег платформ и универсальных вагонов, а также специализированных платформ для перевозки лесных материалов в соответствии Прейскурантом № 10-01.
До настоящего момента тарифы на транспортировку порожних вагонов зависели от вида перевозимого груза. Так, оплата передислокации порожнего вагона из-под более дорогого груза происходила в размерах превышающих средний уровень и наоборот.
Необходимость принятия данного решения обусловлена образовавшимися новыми реалиями работы для всех участников процесса перевозки. На фоне совершенно частного парка грузовых вагонов отмечается снижение эффективности использования транспортной инфраструктуры.
Действительно, попутная загрузка порожних вагонов из-под выгрузки грузов 1-го тарифного класса (преимущественно угля) не приносила собственникам экономической выгоды. В конечном итоге подвижной состав отправлялся пустым к месту первоначальной погрузки, а с целью обеспечения грузовой базы в районе грузов 1-го тарифного класса выставлялись другие вагоны. Вследствие этого происходил рост встречных порожних вагонопотоков, которые оказывали негативное воздействие на пропускные способности железных дорог. Вместе с тем было отмечено увеличение простоя подвижного состава из-под выгрузки грузов 3-го тарифного класса, которые находились в ожидании грузов 1-го тарифного класса чтобы произвести «очистку» тарифа от внеочередных повышающих коэффициентов.
Федеральной службой по тарифам РФ была утверждена новая система ценообразования на данный вид перевозок, осуществляемых ОАО «РЖД» вне зависимости от рода и класса прежде перевозимого груза. Разработка данной системы была запланирована с целью обеспечения равнодоходности перевозок грузов разной стоимости. В настоящее время тарифная нагрузка распределена между порожним и груженым пробегом в отношении всех перевозимых на сети грузов.
Предполагается, что благодаря новой системе тарификации владельцы смогут беспрепятственно перемещать вагоны от станции разгрузки до станции погрузки, будет проводиться их стимулирование к поиску попутной загрузки, что будет способствовать сокращению встречных порожних потоков. Сокращение простоя вагонов, увеличение коэффициента сдвоенных операций выгрузки и погрузки позволит достичь оптимизации технологических процессов, роста объемов перевозок и должное удовлетворение спроса отправителей грузов.