Так устроен рынок, что между производителем и потребителем гранитного щебня почти всегда находятся сотни километров железной дороги, несговорчивые собственники вагонов, диктующие условия трейдеры, постоянно меняющие правила государственные компании, такие как Укрзализниця и РЖД. А, часто, еще и огромная пропасть в понимании друг друга. Особенно если речь идет об украинском производителе и российском потребителе. А нужно ли вообще им знать и понимать друг друга? Может быть, каждому не до этого, и одному хватает проблем с отгрузкой, а куда и как дальше поехал щебень и знать не нужно, а другой только и успевает, как подыскивать щебень нужной фракции в сезон, а посмотреть на перспективу и времени не остается? Может быть существующая конфигурация рынка полностью удовлетворяет его крупных игроков и остались только технические проблемы взаимодействия?
Прежде чем отвечать на эти вопросы, все-таки стоит внимательно рассмотреть рынок гранитного щебня и процессы, которые происходят на нем. Если характеризовать этот рынок несколькими словами, то можно сказать, что этот рынок емкий (особенно с точки зрения объема добываемого и потребляемого готового продукта), с большим количеством игроков, еще неконсолидированный и, так сказать, не устоявшийся.
По оценкам аналитического агентства Personal Analytical Unit (PAU) общий объем выпуска щебня товарных фракций, произведенный на 260 работающих карьерах, в Украине в 2011 году составил 78 млн. т. Рынок щебня в ходе кризиса оказался достаточно устойчивым по сравнению с остальными рынками строительных материалов, отчасти благодаря своему экспортному потенциалу. Опорой для такой устойчивости и вполне вероятно сегодняшней точкой роста для многих украинских карьеров является сбыт в Россию, а именно Южный и Центральный регионы РФ.
По данным PAU, экспорт в Россию составляет около 20% от объема всего украинского производства гранитного щебня. Являясь низкомаржинальным, но при этом крупнотоннажным грузом, щебень украинского происхождения при пересечении границы дорожает для российского потребителя в три, а вотдельных случаях даже в четыре раза. Такое удорожание связано с тем, что в эту цену включаются и существенно возросшие транспортные расходы (они составляют до 70% в стоимости щебня в РФ!) и маржа торговой компании, которая берет на себя вопросы обеспечения вагонами и своевременной доставки продукта.
Относительно же своевременности и стабильности поставок и производители, и потребители щебня готовы закинуть даже не камешки, а целые гранитные валуны в «огороды» государственных транспортных монополий - Укрзализници и РЖД.
С одной стороны в этих претензиях присутствует большая доля истины и ситуация, складывающаяся в перевозках гранитного щебня, не может не волновать участников этого рынка. Но с другой стороны, по мнению госмонополий, складывающаяся ситуация возникает потому, что существующие тарифы на перевозку не позволяют полноценно развивать транспортную инфраструктуру для предотвращения возникновения узких мест в системе перевозок, нередки ситуации длительного простаивания вагонов на станциях и подъездных путях, грузоотправители и грузополучатели часто допускают задержки в возвращении вагонов и махинации с порожним пробегом. Как всегда случается в таких спорах у каждой стороны есть веские доводы в защиту своей позиции. Верной стратегией в таком случае будет то, что от взаимных претензий нужно перейти к более конструктивным действиям: понимать потребности сторон, отслеживать меняющиеся рыночные реалии, понимать их влияние на бизнес, учитывать общеэкономическую ситуацию и выстраивать соответствующую стратегию взаимодействия.
Как сказал Вячеслав Кисловский, представитель руководства «Первой грузовой компании в Украине» на конференции «Индустрия щебня», для повышения рентабельности бизнеса всем участникам рынка необходимо совместно искать пути рационального использования имеющихся на железной дороге ресурсов. Для этого нужно, в том числе, приблизиться к пониманию процессов, которые происходят сейчас в железнодорожной отрасли обеих участвующих стран – Украины и России. Такую возможность в полной мере получили участники прошедшей в сентябре 2012 года в г. Алушта конференции «Индустрия щебня».
Эти вопросы подробно обсуждались на круглом столе, посвященном проблемам сбыта и транспортировки украинского щебня в Россию. Во время круглого стола участники конференции обменивались своим опытом и мнениями относительно дальнейшего развития рынка щебня. Обсуждения и дискуссии в ходе круглого стола показали, как много полезных сведений могут дать друг другу профессионалы, представляющие каждое из звеньев, участвующих в цепочке доставки продукта от производителя к потребителю, а именно собственники вагонов, транспортные компании и крупнейшие российские торговые компании своим партнерам – представителям украинских карьеров и наоборот. Особенно ценными информация и советы партнеров оказываются именно сейчас, на рубеже кардинальных изменений, которые должны произойти в транспортной отрасли Украины и России.
Начиная с 2012 года, и в Укрзализнице, и в РЖД начали происходить структурные преобразования, которые оказывают сильное влияние на рынок щебня. В обеих странах изменения в транспортных системах, в соответствии с декларируемыми планами, направлены на оптимизацию управления грузоперевозками посредством развития национальных диспетчерских служб, увеличение эффективности использования вагонов и улучшение общей пропускной способности. Также согласно этим планам в ближайшее время перевозчикам следует ожидать повышения тарифов на грузоперевозки и дальнейшего изменения принципов их формирования.
Однако, как считают специалисты, до какой-то определенности и стабильности на рынке железнодорожных услуг еще должно пройти несколько лет. Первый этап развития рынка, а именно активные покупки большого количества вагонов в собственность (эта стадия особенно ярко проявилась на российском рынке), завершен, и, по мнению г-на Кисловского, в 2012 году в России сейчас уже наблюдается не дефицит, а профицит вагонов, связанный с тем, что количество всех имеющихся вагонов превысило мощности грузовой базы РЖД. Судя по последним тенденциям, в Украине все идет по тому же сценарию. И сейчас мы можем наблюдать очередной виток развития транспортного рынка, который заключается в укрупнении бизнесов и слиянии активов (так называемый эффект масштаба). Консолидация уже началась среди российских собственников вагонов, и как яркий пример, можно привести слияние НТК и ПГК или скупку кэптивных компаний российской компанией Globaltrans. Эксперты прогнозируют, что через несколько лет на рынке останется пять-шесть крупных компаний-собственников вагонов, и именно тогда стабилизируются тарифы, установятся сроки и четкие правила перевозок, которые и будут диктоваться этими компаниями.
Что же касается ближайших изменений, ожидающих компании, которые перевозят гранитный щебень, то участники круглого стола отметили несколько важных моментов. Прежде всего, на рынок перевозок щебня окажет влияние постановление РЖД, которое вступит в силу с 1 ноября 2012 г. Это изменение и дополнение к прейскуранту 10-01, которое коснется унификации тарифов порожнего пробега в РФ. Раньше, чтобы порожний пробег не был таким дорогим и не давил на рентабельность перевозки, российские собственники вагонов использовали отмывочные схемы и после груза 3-го класса загружали вагоны грузом 1-го класса, дешевым, т.е. щебнем. Интерес к таким схемам, как в Украине, так и в России в 2013 году, по мнению Юлии Стояченко, начальника отдела исполнения договоров представительства «Второй Грузовой Компании» в Украине, отпадет, и для украинских щебневиков, это означает, что настанет необходимость поиска новых путей перевозок щебня на Россию.
Кроме этого следует отметить, что тарифы на грузоперевозки и в России, и в Украине растут. Сейчас в Украине тарифы на перевозку щебня в полтора раза ниже, чем тарифы в РФ, и в несколько раз ниже, чем в европейских странах. По словам Ольги Сидорчук, заместителя начальника отдела внутренних тарифов Главного коммерческого управления Укрзализницы, Укрзализница планирует повышение тарифов до, по их мнению, экономически обоснованных, так как сейчас тарифы являются убыточными. Как считают некоторые участники рынка, предполагаемый рост тарифов на перевозки щебня в России не будет опережать темпы роста тарифов в Украине.
Судя по всему, изменятся и условия предоставления вагонов. Андрей Малюга, заместитель директора компании «СпецвагонТранслизинг», отметил, что в 2013 году УТЛЦ будет строго согласовывать планы погрузки, и ситуации, когда на карьер приезжает вместо пятидесяти двести пятьдесят вагонов от разных собственников, больше не повторятся. Без заказа вагонов определенного собственника, они просто не будут поступать на карьер.
Также г-жа Стояченко рассказала участникам конференции, что в 2012 году вступила в силу конвенция на российские вагоны, которая указывает, что не весь объем вагонов, зашедших в Украину, может быть использован под щебень в Россию.
Так стоит ли возить щебень в Россию, если все так неопределенно и сложно, задаются вопросом представители карьеров. В то же время российские потребители щебня, крупнейшие производители бетонов, спрашивают – как нам возобновить отношения с украинскими карьерами и сделать поставки украинского щебня регулярными? Именно такие вопросы и возникли непосредственно на круглом столе во время конференции «Индустрия щебня». На призывы производителей и потребителей откликнулись собственники вагонов и торговые компании, заявившие, что могут предоставить вагоны и обеспечить интересную для обеих сторон цену.
Как считают эксперты рынка нерудных материалов России, Евгений Высоцкий, директор по маркетингу аналитической компании СМПРО и Владимир Сергеев, исполнительный директор Ассоциации «Недра», объем импорта украинского щебня в Россию в 2013 году по сравнению с 2012 годом не упадет.
Однако, по мнению экспертов, для успешного и ощутимого присутствия на этом рынке, украинскому карьеру нужно соответствовать следующим факторам: во-первых, это соответствующее качество продукции, ведь особым спросом у российского потребителя пользуется щебень высоких марок, во- вторых, надежность и регулярность (эти качества, которыми в последнее время, к сожалению, украинские поставщики не отличаются), и в третьих, устраивающая стороны цена. Как утверждают участники конференции, непосредственно на мероприятии многие партнеры смогли достичь консенсуса относительно вышеперечисленных условий сотрудничества и заключить взаимовыгодные контракты. Как признался в кулуарах руководитель одной из крупнейших управляющих карьерами компаний, на конференции его компания заключила три крупных сделки.
Таким образом, практически для всех участников конференции ответ на вопрос, нужно ли знать и понимать потребности партнеров, очевиден – понимать нужно! Нужно разбираться в рыночных тенденциях, нужно обдумывать новые пути и анализировать бизнес-возможности, нужно искать компромиссы, нужно общаться с коллегами, потребителями, партнерами, конкурентами и другими профессионалами щебневой и других отраслей, получая от них актуальную информацию, квалифицированную консультацию и просто свежий взгляд на общие для всех проблемы.
Организаторы конференции, компании FunkyPR и PAU, планируют на следующей конференции в 2013 году организовать интересную деловую программу, насыщенную аналитической информацией о рынках производства и потребления щебня в Украине, России, Беларуси, Молдове, Прибалтике и других странах, а также сведениями о железнодорожных перевозках и перспективах их развития, данными об инвестиционном климате и возможностях привлечения финансирования и многом другом.
Очередная конференция «Индустрия щебня 2013» состоится 22-24 сентября 2013 в Крыму, в г. Алушта, пансионат «Море». Подробней о подготовке конференции 2013 года можно узнать на официальном сайте конференции http://www.csindustry.com.ua/
О конференции «Индустрия щебня 2012» в фактах.
30 сентября – 2 октября 2012 года в пансионате «Море» (г. Алушта, АР Крым, Украина) состоялась международная конференция «Индустрия щебня 2012».
Организаторами конференции выступили компания FunkyPR, специализирующаяся на организации и проведении международных конференций для промышленности, и Агентство Personal Analytical Unit (PAU), информационно-аналитическое агентство рынка стройматериалов.
«Индустрия щебня» - это конференция об украинском рынке гранитного щебня для руководителей и топ-менеджеров компаний, работающих на этом рынке.
В ходе конференции, прошедшей в 2012 году, акцент был сделан на экспортную составляющую сбыта украинского щебня, особенно в направлении России. В деловой программе конференции, а также в кулуарах, обсуждались вопросы, связанные с состоянием и прогнозом развития рынка щебня в Украине, России, Беларуси, Молдовы и рынков отраслей, потребляющих щебень. Среди участников конференции проводились дискуссии о специфике сбыта украинского щебня, о проблемах с транспортировкой по железной дороге, о торговых и логистических схемах, рассматривались предложения покупки и продажи карьеров. Также на этом мероприятии было уделено внимание конкретным технологическим вопросам по всей цепочке производства гранитного щебня: от добычи и переработки до утилизации гранитного отсева и развития смежных производств.
В конференции приняли участие 106 делегатов, которые представили 79 компаний и организаций Украины, России, Беларуси, Молдовы, Германии и др. Среди участников – собственники и руководители управляющих компаний, гранитных карьеров, компаний, работающих в дорожном строительстве, таких как DANKO Construction Materials, CRH Ukraine, ФПГ Альтком, Тельмановский карьер, Выровский карьер, Группа ЛАД, Кировоградгранит, Клесовский карьер нерудных ископаемых "Технобуд" (Lafarge), Овручский ГОК "Кварцит", ТД "УГДК", Шархинский каръер и др. Участие в конференции приняли также представители крупнейших российских торговых компаний Москвы, центрального и южных регионов России: Универсал-Максим-Гранит, Автострада-Центр, Альфа Проект, ТД СтройЩебень, Контур, НеКо- Трейд и др., транспортных компаний и собственников подвижного состава: Первая Грузовая Компания, Вторая Грузовая Компания, НефтеТрансСервис, Укррос-транс, СпецвагонТранслизинг, Новотранс, Трансгарант и др., бетонных заводов непосредственных потребителей украинского щебня - ПКФ Стройбетон (РФ, Москва), Завод Строительных Материалов (Молдова, Сорока), Завод ЖБК-1 (РФ, Белгород), поставщиков техники и оборудования: Атлас Копко, Коррус, TATRA, RIMAC Maschinen & Anlagen GmbH, HESS Maschinenfabrik GmbH & Co. KG, Антон Олерт, Урал-Омега, Роксервис Autirized Distributor Sandvik Construction и др.
По видам деятельности участники конференции распределились следующим образом: 47% – это представители производственных предприятий, 20% - торговых компаний, 17% - поставщиков техники и оборудования, 9% - транспортных компаний и собственников вагонов и 7% - это представители отраслевых ассоциаций, институтов, аналитических агентств и инвестиционных компаний.
Доклады на конференции представили специалисты 17 компаний и организаций, среди которых аналитическое агентство СМПРО (Москва), PAU аналитика (Киев), Ассоциация «Недра» (Москва), Укрзализниця (Киев), Коррус-Тех (Москва), Павлоградский химический завод (Павлоград), ГП «Институт жилища — НИПТИС им.Атаева С.С.» (Минск), Ассоциация «Производителей Нерудных Строительных Материалов Украины» (Киев), PAU Бизнес-брокеридж (Киев), Атлас Копко (Киев), TATRA (Москва), инвестиционная группа ITT (Киев), УП НПО «Центр» (Минск), Эксимтрейд (Кривой Рог), Весовая Компания МИКА (Днепропетровск), HESS Maschinenfabrik (Киев), RIMAC Maschinen & Anlagen GmbH (Германия).
В рамках программы конференции состоялся круглый стол посвященный вопросам сбыта щебня в Россию и проблемам железнодорожных перевозок. Участие в круглом столе приняли представители компаний – Первая Грузовая Компания, Вторая Грузовая Компания, Альтком, СпецвагонТранслизинг, Универсал-Максим-Гранит, Контур и другие.
Официальный сайт конференции http://www.csindustry.com.ua/
Что же касается ближайших изменений, ожидающих компании, которые перевозят гранитный щебень, то участники круглого стола отметили несколько важных моментов. Прежде всего, на рынок перевозок щебня окажет влияние постановление РЖД, которое вступит в силу с 1 ноября 2012 г. Это изменение и дополнение к прейскуранту 10-01, которое коснется унификации тарифов порожнего пробега в РФ. Раньше, чтобы порожний пробег не был таким дорогим и не давил на рентабельность перевозки, российские собственники вагонов использовали отмывочные схемы и после груза 3-го класса загружали вагоны грузом 1-го класса, дешевым, т.е. щебнем. Интерес к таким схемам, как в Украине, так и в России в 2013 году, по мнению Юлии Стояченко, начальника отдела исполнения договоров представительства «Второй Грузовой Компании» в Украине, отпадет, и для украинских щебневиков, это означает, что настанет необходимость поиска новых путей перевозок щебня на Россию.