ФАС выступила с предложением снизить на 30-40% цену предоставления вагонов ФГК под дешевые грузы на внутренних направлениях.
Данная идея призвана увеличить доступность вагонов и обеспечить завершение приватизации в сегменте оперирования.
Эксперты участники рынка не согласны с данным предложением, обвиняя ФАС в «разваливании конкурентоспособного сегмента рынка».
Решение ФАС состоит в уравнивании тарифов на грузоперевозки для ФГК и других дочерних операторских компаний ОАО «РЖД» с прейскурантом 10-01, что соответствует расценкам для инвентарного парка ОАО «РЖД». Данное введение затронет вагоны для перевозки грузов 1-го тарифного класса на внутреннем рынке, к которым можно отнести щебень, уголь, руду, цемент, лес, пиломатериалы.
ФАС уже не раз предпринимает попытку снизить ставки ФГК, отмечая, что ОАО «РЖД» должно предоставлять свой парк согласно установленным тарифам. В настоящее время вагоны ФГК не считаются инвентарным парком РЖД и предоставляются по нерегулируемым ценам. Предписания в адрес РЖД и ФГК от 15 декабря прошлого года предусматривают прекращение практики заключения с ФГК договоров, приводящих к экономически необоснованным расходам грузоотправителей, превышающих прейскурант 10-01.
Председатель экспертного совета Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин уверен, что вагонная составляющая должна быть рассчитана на основе базового тарифа, то есть для второго класса. Первый и третий классы зависят от ставок второго. В противном случае модель построения тарифов сразу теряется.
Павел Иванкин также отмечает, что подход ФАС может развалить конкурентный сегмент рынка.