Российские железные дороги получили шанс совершить полный переход на рыночные цены, поскольку ОАО «РЖД» приступило к лоббированию дерегулирования вагонной составляющей для своего парка. Монополия ищет поддержки у частных операторов, которые готовы пойти на торг с конкурентом, однако опасаются злоупотреблений со стороны ОАО «РЖД». Дерегулирование окажет не сильное влияние на общий уровень тарифов, поскольку парк РЖД выполняет лишь до 10% перевозок. Федеральная антимонопольная служба считает преждевременным предоставление полной свободы цен, рекомендуя приступить к организации тарифного коридора, который в этом году начал действовать для полувагонов.
ОАО «РЖД» обратилось за поддержкой идеи дерегулирования вагонной составляющей в НП «Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава». В скором времени данный вопрос будет вынесен на президиум некоммерческого партнерства, учредителями которого являются 12 крупных операторов, в частности, Globaltrans, «Трансойл», «Независимая транспортная компания», «Трансгрант».
По мнению экспертов, монополия обратится с вопросом о дерегулировании вагонной составляющей к правительству РФ, поддержка НП необходима в качестве дополнительного аргумента. Позиция ОАО «РЖД» объясняется тем, что на операторском рынок уже присутствуют конкурентные субъекты. Вагоны группы монополии в настоящее время перевозят лишь порядка 10% грузов в целом, а полувагоны – 20%. В связи с этим бессмысленно осуществлять регулирование тарифов на фоне отсутствия доминирующего положения на рынке. Как отмечают в ОАО «РЖД», перевозчик должен иметь возможность оказывать услуги, как по перевозке, так и по предоставлению вагонов.
По заявлению представителей монополии, в настоящее время присутствует ярко выраженное неравенство методов ценового регулирования в сфере оперирования грузовыми вагонами, создающее значительные трудности для выхода ОАО «РЖД» на данный рынок. При этом для осуществления дерегулирования вагонной составляющей инвентарного парка нужно пересмотреть некоторые моменты в постановлении правительства РФ от 5 августа 2009 года, касающегося вопросов государственного регулирования и контроля тарифов в сфере железнодорожных перевозок.
Предполагается, что обсуждаемые изменения на рынок не повлияют. Несмотря на то, что ОАО «РЖД» все еще является публичным перевозчиком, проведенная реформа отрасли фактически лишила монополию вагонов. В настоящее время в ее распоряжении находится около 50 тыс. единиц инвентарного парка, которые составляют специализированный подвижной состав, используемый для нужд самих дорог. Свыше 100 тыс. полувагонов РЖД на время привлекло у своей дочерней компании ВГК. Работа данного парка осуществляется на специальных условиях. В качестве ориентира был взят прейскурант N10-01, а отличия находятся в коридоре 0,9-1,3. Действие системы закончится 31 декабря. Если осуществится дерегулирование вагонной составляющей, то дальнейшая работа парка будет проходить на рыночных условиях.
По оценкам главы «Infoline-Аналитика» Михаила Бурмистрова, прейскурант N10-01 ограничивает среднюю доходность с вагона в сутки примерно в размере 1-1,1 тыс. рублей. По его словам, доходность с привлеченного у дочерней компании ВГК вагона в I полугодии составила 800 рублей, что свидетельствует об убыточной работе ОАО «РЖД».
В случае дерегулирования вагонной составляющей, ОАО «РЖД» получит возможность в большем объеме привлекать вагоны частных операторов, что и составляет главную цель либерализации. Однако, как отмечает М. Бурмистров, это противоречит главной идее реформы отрасли. По словам одного из участников рынка, ОАО «РЖД» обладает значительным преимуществом перед частными операторами, поскольку оно является и перевозчиком и владельцем инфраструктуры. Также эксперты отмечают, что монополия может создать операторам такие условия, при которых им выгоднее будет отдать свои вагоны в аренду РЖД, чем безуспешно добиваться нормального проезда по системе.
Несмотря на все трудности, ОАО «РЖД» может заручиться поддержкой некоммерческого партнерства. Федеральная антимонопольная служба обещает рассмотреть просьбу монополии. Однако, по словам руководителя управления контроля транспорта и связи службы Дмитрия Рутенберга, полное дерегулирование вагонной составляющей пока только в планах, для начала можно организовать тарифный коридор для парка ОАО «РЖД».