ОАО «РЖД» не смогло получить одобрение Минэкономразвития на строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали между Санкт-Петербургом и Москвой.
Экономический эффект данного проекта вызывает сомнения у министерства, которое вместо этого предлагает осуществить строительство высокоскоростных магистралей между городами-миллионерами в Сибири, Поволжье и на Урале. По словам чиновников, данное мероприятие станет мощным толчком для развития этих регионов.
В августе текущего года президент РФ Владимир Путин поручил правительству выступить с предложениями о целесообразности развития высокоскоростного движения в стране. Свой взгляд на данный вопрос должны представить Минэкономразвития, Минтранс и Минфин. По сообщению СМИ, на прошлой неделе Минэкономразвития за подписью заместителя главы ведомства Сергея Белякова направило письмо И. Шувалову, первому заместителю председателя правительства с проектом доклада Владимиру Путину, в котором была изложена точка зрения на планы по ВСМ.
В письме Минэкономразвития сообщает, что поддерживает идею создания в стране высокоскоростного сообщения, однако предлагает отказаться от рассматриваемых проектов строительства магистралей Москва-Санкт-Петербург (ВСМ-1) и Москва-Екатеринбург (ВСМ-2). По подсчетам чиновников, строительство дороги между двумя столицами не обеспечит экономию времени выше, чем на 45 минут. Идею строительства ВСМ-2 ведомство отказалось поддерживать по причине ее довольно большой протяженности, выразив мнение, что расстояние протяженностью 1180-1370 км. гораздо целесообразнее преодолевать по воздуху.
Вместо двух маршрутов Минэкономразвития выступает за рассмотрение в качестве пилотных проектов участки Казань-Самара, Омск-Новосибирск, Казань-Екатеринбург, Казань-Уфа и Новосибирск-Красноярск. Это способствует созданию дополнительных условий для повышения объема производства и развития регионов, считают в МЭР.
Вопроса с предполагаемым строительством высокоскоростных магистралей на некоторых участках уже не раз поднимали РЖД. Так, монополия предлагает осуществить проект Казань-Самара (расстояние 560 км., предполагаема цена 787 млрд. руб.), Новосибирск-Красноярск (протяженность 700 км., стоимость свыше 1 трлн. руб.), Омск-Новосибирск (630 км., стоимость 890 млрд. руб.), Екатеринбург-Челябинск, Екатеринбург-Тюмень. Данные маршруты рассматривались в качестве продолжения проектов ВСМ-1 и ВСМ-2.
ОАО «РЖД» многократно отмечало важность первоочередности именно участков Москва-Санкт-Петербург и Москва-Екатеринбург, в строительстве которых монополия усматривает коммерческую эффективность. Как указали РЖД, население столичных регионов составляет свыше 25 млн. человек. В связи с этим, ВСМ-1 смогут ежедневно пользоваться до 10,5 млн. пассажиров. По словам Владимира Якунина, президента ОАО «РЖД», эффективность транспортного средства может быть достигнута лишь при довольно высокой населенности территории.
Наряду с этим, ОАО «РЖД» предлагает соединить города-организаторы ЧМ-2018 в России высокоскоростными магистралями. Планируется, что пилотным проектом станет магистраль между Санкт-Петербургом и Москвой протяженностью 659 км., общая стоимость строительства составит 1,12 трлн. рублей. Проект Москва-Екатеринбург оценивается в 2 раза дороже. Для того чтобы снизить финансовую нагрузку на государство ОАО «РЖД» в начале сентября направило в правительство письмо, содержащее предложение строить магистраль между двумя столицами постепенно. В таком случае в первые 3 года затраты сократились бы до 186 млрд. рублей.
Однако со стороны профильных ведомств поддержка не торопится приходить. По словам И. Шувалова, на ближайшее время данная тема отсутствует в повестке дня.
По мнению директора агентства «Infoline-аналитика» Михаила Бурмистрова, предложение Минэкономразвития лишено экономического обоснования и на сегодняшний день единственным коммерчески выгодным участком является трасса Москва-Санкт-Петербург, которая, как он утверждает, может быть окупаемой.
Начальник агентства Infranews Алексей Безбородов, в свою очередь, считает предложение ведомства логичным, полагая, что пришло время повышать мобильность населения внутри страны.