Ожидаемое с 1 января 2013 года увеличение тарифов на ж/д перевозки в России может усугубить уже имеющийся дефицит парка вагонов «Укрзалізниці», поскольку прогнозируется разрыв в цене и еще большее усиление демпинга со стороны украинского подвижного состава. Единственный выход из сложившейся ситуации эксперты видят в выравнивании стоимости услуг железнодорожников в обеих странах. В настоящее время расценки украинских железнодорожников почти в 2,5 раза ниже российских.
ОАО «Российские железные дороги» смогло достичь увеличения стоимости перевозок как минимум на уровень инфляции. Так, с 1 января следующего года ставки будут увеличены на 7%. По сообщению российских СМИ, в планах железнодорожников было намерение добиться повышения расценок на 11,7%. Однако согласовать желаемую цифру не удалось, и, как отмечают в РЖД, даже при 7%-ном увеличении дорога будет испытывать нехватку инвестиционных средств в размере 1,9 трлн. рублей. При этом, по мнению экспертов, каждый 1% индексирования тарифов обеспечивает РЖД дополнительный доход в размере 11 млрд. рублей.
В текущем году произошло повышение ставок российской дороги на 6%. Рост тарифов на 2012 год был запланирован и «Укрзалізниці». Как заявлял в марте заместитель гендиректора государственной администрации Петр Науменко, планировалось постепенное введение повышающих коэффициентов (1,2-1,4% каждый месяц), что должно было обеспечить общее удорожание перевозок в течение всего года на 12,2%.
Увеличение цен способствовало бы снижению спроса на украинские вагоны за рубежом и повысило бы для операторов привлекательность работы на украинском ранке. Такие меры позволили бы ослабить дефицит парка, поскольку в настоящее время «Укрзалізниці» приходится сосредотачиваться на обслуживании потребностей внутреннего рынка и отказываться от высокодоходного сегмента транзита, ущемляя интересы экспортно-импортного грузопотока.
Однако, судя по всему, в «Укрзалізниці» не надеялись на согласование решения об индексации ставок в правительстве и поэтому решились на завуалированное увеличение тарифов. Госадминистрация в рамках своей исключительной компетенции ввела ряд дополнительных сборов благодаря смене статуса вагонов с «инвентарных» на «собственные». Данное нововведение вызвало бурю негодования в кругу грузоотправителей, по мнению которых, стоимость перевозки в среднем увеличилась на 30%. С момента появления в цепочке расчетов между грузоотправителями и железными дорогами дополнительных посредников столь важное и необходимое для железных дорог решение об увеличении тарифов не принесло никаких результатов, кроме обвинений в коррупции и намерении добиться заработка для «своих» компаний.
Скорее всего, железнодорожников подвели именно их чрезмерные аппетиты. Увеличение расценок сразу на 30% на фоне отсутствия с 2008 года индексирования тарифов оказалось невообразимым для клиентов. После того, как в ситуацию вмешался премьер-министр Украины Николай Азаров данные сборы были отменены. Однако, по утверждению опрошенных участников рынка, чиновники не смогли не оставить лазейки для наживы. На рынке все еще присутствуют частные структуры-посредники, через которые должны осуществляться все расчеты по тем вагонам, которые госадминистрации удалось до вмешательства правительства передать на баланс своих дочерних структур.
Итак, нововведения пока не приносят желаемых результатов, поскольку часть вагонов, оставшихся в инвентарном парке, все еще по несколько суток не возвращаются из-за границы, а вернувшись, нуждаются в срочном глубоком ремонте.
Увеличение тарифов на вагоны «Укрзалiзницi» до уровня собственных вагонов тоже фактически не произошло, исключив возможность хоть частичного разрешения проблемы парка с помощью приобретения подвижного состава за собственные средства в текущем году.
От массовых претензий от отправителей по поводу несвоевременной отправке груза железную дорогу ограждает то, что в ходе нововведений ей были переписаны договоры с экспедиторами с той целью, чтобы не быть финансово и юридически ответственной за задержки вагонов и доставки.
С этого момента заключение соглашений на перевозку происходит через «Украинский логистический транспортный центр», который фактически не является перевозчиком, а значит и ответственности за своевременную доставку не несет. По словам главы Ассоциации международных экспедиторов Украины Юрия Приходько, спасению железной дороги от грозящего в 2013 году коллапса в грузоперевозках может способствовать только выравнивание тарифов с российскими. В настоящее время украинские расценки ниже почти в 2,5 раза наряду с тем, что повышение российских тарифов будет продолжаться.
Хотя бы частичное выравнивание тарифов способствовало бы высвобождению части вагонов вследствие снижения на них спроса со стороны российских компаний, которые, в свою очередь, изъявили бы желание работать на украинском рынке со своим подвижным составом. Однако «Укрзалiзниця» вряд ли сможет принять решение об индексации ставок в 2013 году, поскольку к уже представленным аргументам противников госадминистрация добавила новые, дискредитировав процесс отсутствием ясности в выборе посреднических структур.