Одной из приоритетных задач по повышению эффективности перевозочного процесса является увеличение маршрутизации отправок по железной дороге. По мнению генерального директора ООО «Промнерудтранс» Андрея Громового, обеспечить экономическую эффективность консолидации поставок могут региональные транспортно-логистические компании.
– Андрей Александрович, в чем Вам видятся основные проблемы, возникающие при организации взаимодействия мелких и средних грузовладельцев с операторскими компаниями?
– Если говорить о Карелии, то проблема заключается прежде всего в том, что данный регион находится между двумя транспортными узлами – Мурманским и Санкт-Петербургским, а собственного вагонообразования в республике недостаточно. 90% железнодорожных перевозок составляют отправки предприятий горнопромышленного и лесопромышленного комплексов. В силу ряда причин со временем типовые схемы организации транспортировки становились для операторов все менее привлекательными. В результате порожний подвижной состав, следующий из портов, как правило, заадресовывался напрямую (в частности, в Кузбасс), минуя наш регион.
Анализ ситуации показал, что самостоятельно ни операторы, ни грузовладельцы не могут в полной мере обеспечить разработку и функционирование экономически эффективных логистических схем. Задачей «Промнерудтранса» стала работа с мелкими, средними и крупными предприятиями горнорудного комплекса республики с целью оптимизации взаимодействия участников перевозочного процесса. Упрощенно говоря, мы обобщаем информацию, связанную с планированием и осуществлением поставок продукции, и, используя возможности участия и влияния на всех уровнях принятия управленческих решений, обеспечиваем такие параметры поставок, которые являются привлекательными для оператора. Именно такой подход повышает мотивацию транспортных компаний осуществлять свою деятельность на полигоне Северо-Западного региона. За счет работы с большим количеством малых и средних предприятий, постоянного взаимодействия с собственниками подвижного состава нам удается формировать сбалансированную ценовую политику в регионе, которая позволяет учитывать возможности как грузоотправителей, так и операторов.
Сами же участники рынка предоставления подвижного состава не проявляют интереса к работе с розницей и, как правило, предпочитают большие объемы. Обеспечивая через консолидацию поставок операбельный уровень загрузки, «Промнерудтранс», можно сказать, актуализирует интерес операторов к местным грузовладельцам. При этом дополнительными конкурентными преимуществами работы через региональную транспортно-логистическую компанию являются своевременное и гибкое сводное планирование, стабильность платежей, а также дополнительные сервисы в решении вопросов оперативной работы по использованию вагонов, находящихся в движении и на станциях погрузки-выгрузки.
– Насколько заинтересованы в сотрудничестве с транспортно-логистической компанией операторы?
– По привлечению вагонного парка мы работаем практически со всеми операторскими компаниями, имеющими вагонообразование в Северо-Западном регионе. Для обеспечения отгрузок используются полувагоны, думпкары и хоппер-дозаторы различных собственников на основе заключенных договоров. С учетом особенностей регионального расположения сырьевой базы, а также в целях более полного удовлетворения спроса на предоставление вагонов нами прорабатываются и реализуются различные логистические решения для дополнительного привлечения собственного парка. В зависимости от сезонного фактора «Промнерудтранс» привлекает от 1,5 до 2,5 тыс. полувагонов в месяц. По нашим ожиданиям, с учетом конъюнктуры рынка во втором полугодии текущего года это количество может увеличиться до 3 тыс. полувагонов и более.
– Как изменилась ситуация с отправками продукции местных предприятий по железной дороге с начала 2012 года?
– Если анализировать перевозки щебня, то можно отметить рост объемов поставок в I квартале в среднем на 14% к аналогичному уровню прошлого года. Этому способствовала более активная работа ряда грузоотправителей по обеспечению равномерности отгрузок в зимний сезон при доступности полувагонов парка ВСП и вагонов других собственников. Вместе с этим в II квартале не произошло ожидаемого сезонного роста объемов поставок. Эта ситуация обусловлена низким спросом на щебень, в первую очередь на тот, что отгружается на объекты федерального строительства, по причине нераспределения бюджетов и слабого финансирования со стороны потребителей.
В принципе, оценивая текущее положение дел с обеспечением подвижным составом предприятий, можно отметить, что дефицита парка не наблюдается. Однако часто возникают ситуации, когда при общем положительном балансе вагонов погрузочные ресурсы распределены неравномерно по станциям погрузки и грузоотправителям. Вообще уместно оценивать то обеспечение, которое полезно в использовании, а именно годные вагоны, находящиеся на станциях погрузки и подъездных путях грузоотправителей. Я на этом акцентирую внимание потому, что предприятия готовы работать эффективнее, однако вопросы ритмичности выполнения местной маневровой работы, работы вывозных локомотивов, достаточного наличия кондукторских бригад, приемосдатчиков, вагонников, а также своевременной отправки негодного подвижного состава в ремонт существенно сдерживают грузовую работу предприятий и негативным образом влияют на качество перевозочного процесса.
– Насколько опыт Карелии может быть применим в других регионах?
– Уверен, что подобные решения будут эффективны в рамках любой территории, где сосредоточено большое количество мелких и средних грузоотправителей одной отраслевой принадлежности. Ведь специфика деятельности грузоотправителей и операторов имеет свои особенности, ограничивающие возможности организации эффективного взаимодействия напрямую, а зачастую такое сотрудничество будет просто невыгодным. При наличии дееспособной специализированной компании ситуация радикально меняется в лучшую сторону. Появляется единый консолидирующий центр, профессионально и системно занимающийся исключительно организацией выгодных для всех участников процесса перевозок.
– Если говорить о Карелии, то проблема заключается прежде всего в том, что данный регион находится между двумя транспортными узлами – Мурманским и Санкт-Петербургским, а собственного вагонообразования в республике недостаточно. 90% железнодорожных перевозок составляют отправки предприятий горнопромышленного и лесопромышленного комплексов. В силу ряда причин со временем типовые схемы организации транспортировки становились для операторов все менее привлекательными. В результате порожний подвижной состав, следующий из портов, как правило, заадресовывался напрямую (в частности, в Кузбасс), минуя наш регион.