Инвестиционную программу ОАО «РЖД» на 2012 год планируется увеличить на 31,7 млрд. рублей до размера 460,1 млрд. рублей. В ходе недавнего совещания, касаемого вопроса тарифной политики на железнодорожном транспорте, Дмитрий Медведев выразил необходимость определить объем инвестиций, направляемых на развитие железнодорожного транспорта в будущем.
Желание РЖД увеличить инвестиционную программу, вероятно, можно воспринимать в качестве ответного жеста на обещание правительства РФ индексировать тарифы на перевозки на 2013 год на 7%. Вместе с тем не исключается, что данный вариант является промежуточным, а тарифы станут выше.
Наряду с этим Андрей Клепач, заместитель министра экономического развития, отметил, что увеличение тарифов на будущий год на 7% взамен намеченных 5,5% не в состоянии решить инвестиционные аспекты. Данная мера, по словам замминистра, представляет собой лишь точку выхода на безубыточность. Представители ОАО «РЖД» объясняют повышение объемов инвестиционной программы получением доходов выше запланированного уровня наряду со снижением расходов.
Сумму дополнительных средств размером 31,7 млрд. рублей предполагается направить в развитие инфраструктуры и приобретение подвижного состава. Вместе с тем решение, связанное с увеличением инвестпрограммы, уже принято на уровне инвестиционного комитета ОАО «РЖД». Затем это решение будет рассматриваться советом директоров компании, после чего оно должно быть одобрено правительством РФ.
Так, на покупку 537 единиц тягового подвижного состава в 2012 году планируется выделить 60,8 млрд. рублей. За шесть месяцев закуплено 211 локомотивов, в частности 124 электровоза общей стоимостью 25,3 млрд. рублей. Всего на обновление парка подвижного состава в текущем году планируется выделить 74,8 млрд. рублей, вместе с тем на первое июля объем инвестируемых компанией на эти цели средств составил 30,7 млрд. рублей.
Как отметил президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин, инвестиционная программа компании подразумевает приобретение около 400 локомотивов в год наряду с тем, что ежегодная потребность составляет порядка 700 локомотивов. Следует отметить, что в текущем году ОАО «РЖД» столкнулось с валом исков от операторов рынка и грузоотправителей. Это связано с тем, что имеющийся в стране громадный парк вагонов лишен эффективного использования, поскольку с каждым годом происходит возрастание порожнего пробега. Вместе с тем большая часть вагонов монополией была передана специально созданным грузовым операторам, которыми компания уже не управляет.
С начала нового года ОАО «Первая грузовая компания», принадлежащее ООО «Независимая транспортная компания» бизнесмена Владимира Лисина, подало на РЖД свыше 40 исков. ООО «Трансойл» Геннадия Тимченко в текущем году подало 14 исков. ЗАО «НефтеТрансСервис» братьев Аминовых подало в 2011-2012 годах свыше 70 исковых заявлений. В 2009 году порожний пробег составил 41% от общего объема движения, в 2011 году он достиг 52%, в 2012 году-свыше 60%. Увеличение порожнего пробега приводит к нехватке инфраструктурных мощностей, росту объемов сортировочных работ, а также к продолжительным простоям вагонов на магистральных путях.
В настоящее время простаивают тысячи вагонов сроком более 2-ух суток, заявил президент Гильдии экспедиторов России Семен Резер. Большая часть из них связана с поставкой грузоотправителю порожних вагонов, за что все еще несет ответственность РЖД. По мнению операторов, смысл предъявленных исков состоит не столько в получении материальной компенсации, сколько в стимулировании монополии, которая и должна заниматься решением проблемы повышения скорости движения.
В 2011 году в результате срывов сроков поставки грузов ОАО «РЖД» вынуждено было заплатить более 2 млрд. рублей по искам грузоотправителей. Относительно долгосрочных планов развития системы железных дорог России следует отметить, что воплощение принятой генеральной схемы до 2020 года требует 5,7 трлн. рублей на фоне дефицита финансирования размером около 2 трлн. рублей.
По словам Владимира Якунина, необходимо привлекать также и внебюджетные источники финансирования. Глава монополии в ходе совещания по вопросам долгосрочной тарифной политики на железнодорожном транспорте под руководством Дмитрия Медведева обратился с просьбой к премьеру о создании рабочей группы для проработки вопросов дополнительных внебюджетных источников финансирования развития инфраструктуры.